Рубрики

315 лет первым сведениям о селе Земетчино

В 2020 году - 315 лет первым сведениям о селе Земетчино. 

Село Земетчино Кёршинского сельского совета Бондарского района до 2007 года называлось Земятчино. «О Земетчино содержатся первые сведения в окладных книгах духовной епархии. В одной из них записано: «Часовня Покрова в новоселебном селе Земетчине. У часовни тридцать шесть дворов крестьянских, 1705 году июня». В документах первой ревизии 1917 года сообщается «Село Земетчино. В нём дворового числа крестьян сорок четыре, а людей в них мужского полу 226 человек». Из приведённых данных следует, что село Земетчино основано дворцовыми крестьянами в первые годы 18 века, но не позже 1706 года».
 С середины 18 века село является родовым владением семейства Циммерманов - польских дворян. «Создавая усадебный ансамбль в своём имении, обладатель сказочного богатства тамбовец Циммерман в 1760 году возводит в селе Земетчина просторную каменную трёхпрестольную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы».
«В Тамбовской губернии была пословица, говорившая о ком-либо: высокий или длинный, как Земетская колокольня. Это была самая высокая колокольня епархии, по преданию с неё было видно село Бондари и посёлок Новая Ляда (примерно 78 метров). Её высоту измеряли в советское время школьники с учителем математики по тени, падавшей в полдень от колокольни. Даже в настоящее время с единственно сохранившегося первого яруса видна церковь села Пахотный Угол.
По воспоминаниям жителей семейство Смирновых было из священнического сословия, а Воскресенских - из дьяконского.
Было создано несколько прудов, разбит красивейший парк по обе стороны озера, посажены лиственницы, росли там и величественные ели в два обхвата, по пять штук в виде звезды, вязы, липы и тополя. Среди пруда, на островке, находилась беседка, к которой барин подплывал на лодке. Кроме владельцев имения, в пруду, который находился у церкви, купаться никому не дозволялось, простолюдины там не купались. Был мост, плотина и водосброс, пруд регулировался шандорами. Простолюдины же купались в пруду за Земетчиной. В советское время в барском парке делали «варки» для выпаса скотины. Всё меньше и меньше оставалось деревьев, и до сегодняшнего дня осталось совсем немного.
В своём Земетчинском владении Циммерман был суровым барином, крестьяне у него работали даже на Пасху. Сам он жил в Москве, но в имении у него была двухэтажная деревянная усадьба и ряд каменных строений, сохранившихся до настоящего времени. Имелся дом в городе Тамбове. Барин из Москвы давал телеграмму, когда и на какой тройке его встречать. И если не было исполнено, так как он писал, то кучера возвращались обратно и перезапрягали тройку.
Брат владельца Земетчинского имения проживал в Санкт-Петербурге и был известным музыкантом. В 2013 году исполнилось 205 лет со дня рождения Ф.М. Циммермана (1808-1882) - гитариста-виртуоза и композитора.
«Родился он в селе Земетчино (ныне Бондарского района) в родовом имении деда - участника Отечественной войны 1812 года генерал-майора Ф.К. Циммермана. Отец М.Ф. Циммерман, подполковник гусарского полка, умер, когда сыну было четыре года. Мать, польская дворянка Жозефина Матвеевна, воспитывала четверых детей в доме свёкра. По семейной традиции Фёдор Циммерман начал службу в военном ведомстве в Петербурге. Увлекшись семиструнной гитарой, стал учеником знаменитого гитариста А.О. Сихры и со временем превзошёл своего учителя. Историограф гитарного искусства М. Стахович писал: «Первое место из слышанных мною теперь игроков непременно принадлежит Фёдору Михайловичу Циммерману. Он обладает феноменальной техникой. Какая сила, беглость и ровность тона! Кажется, это мастерство с ним родилось. Он - Паганини семиструнной гитары и по игре, и по сочинениям».
Ф. Циммерман много сочинял, но не любил созданное переписывать для публикации, поэтому большая часть его наследия не дошла до потомков. Для гитары он писал пьесы, этюды, фантазии, и другие танцевальные композиции, раскрывающие технические и выразительные возможности инструменты. Поныне на эстраде исполняется его «Вальс-элегия».
Фортепиано, зазвучавшее со сцены в 30- 40-е годы 19 века и затмившее гитару, подтолкнуло Циммермана начать карьеру педагога. Он предложил директору Петербургской консерватории А.Н. Рубинштейну открыть в учебном заведении класс гитары, но получил решительный отказ. Это и личная драма - размолвка с невестой - заставили музыканта оставить гитару и заняться хозяйством в своём имении на Тамбовщине. Гитара скрашивала досуг Ф. Циммермана, но в публичных концертах он больше не выступал. Известна благотворительная деятельность крупного помещика и коннозаводчика».
При всём том, крайне неприглядной была крестьянская жизнь. Всевозможные пошлины, разнообразные штрафные деньги, подушные подати по 69 копеек с души и многочисленные натуральные повинности, рекрутские, ямские дорожные и церковные не способствовали благосостоянию крепостного крестьянства и улучшению народно-экономического быта.
Было это ещё при крепостном праве. Кончился к весне у крестьян хлеб и случился страшный голод, всё село умирало с голоду, а народ был здесь всегда дружный. И они нашли выход из создавшегося положения - украли у барина племенного быка. Надели ему лохмотки на копыта и увели за реку Хмелину, там зарезали и мясо разделили на всех. Никто никого не выдал. Тем и выжили.
Не лучше в экономическом плане жило и духовенство. «Духовенство наше, как утверждал И.И. Дубасов, вообще было бедное и штрафы, установленные епископом Феофилом за отказ от причащения Святых Божиих Таин с должным приготовлением, чувствительно ложились на его домашний бюджет. Явились недоимки, можно было думать, что требовательный и строгий владыка отнесётся к недоимщикам сурово. Однако Феофил умел и миловать. На прошении одного недоимщика села Земетчино Якова Иванова, просившего о сложении недоимки, он написал такое решение от 10 сентября 1807 года: «Не кожу же с просителей снять: оштрафовать их положением в разных церквах по 50 поклонов земных».
Тяжкой была и народная повинность - рекрутчина. Новобранцев заковывали в кандалы и доставляли в указанные места этапным порядком за крепким караулом. Служили по 25 лет с применением телесных наказаний. Поэтому, избегая солдатской неволи, многие уродовали себя или отчаянно защищались.
А мужики в Земетчине были сильные. Прадед семьи Рзяниных (по подворью Лёвочкиных) сорвёт, бывало, самые большие арбузы на барской бахче и подкидывает их с руки на руку. И сторожа не могла их отобрать, сила у него была необыкновенная. Да и у отца его силушки хватало. Телегу нагрузит дровами, а в Кошарском овраге - песок, лошадь не может осилить подъём. Тогда он лошадь выпрягает, сам запрагается и вывозит на себе. «Я, говорит, насилу вывез, а где же лошади вывезти».
Впоследствии имение перешло в ведение зятя Циммермана - Мазевского и других помещиков.
«Экономия: Мазевского - средняя при церкви, Уваровых - мелкая, Синельникова - мелкая в 5 верстах, Агафонова - средняя, в 10 верстах небольшая река «Шамырляй». Пруд при экономии господина Мазевского у церкви и лес.
Школы: в селе Земетчина церковно-приходская, одноклассная, смешанная и в деревне Смольной вершине школа грамоты мужская.
Опись церковного имущества имеется, метрические книги с 1788 года. Штат священников и псаломщиков.
У притча три десятины усадебной земли и 33 десятины полевой земли, последняя находится в 3-х местах, на расстоянии от 2,5 до 4,5 версты. Земля даёт дохода 300 рублей в год.
Братский годовой доход 300 рублей. Причтовый капитал 2950 рублей. Церковный капитал 2850 рублей. Церковный дом у священника (9х10), кухня (7х7) и между ними тёплое помещение (4х9), у псаломщика - дом собственный. В 1903 году в Земетчино была лечебница на 12 кроватей».
«Дворов в 1911 году - 209, душ мужского пола 665 и женского пола 675, великороссы, земледельцы имеют по 10 сажень в каждом из трёх полей на душу. В приходе одна деревня Смольная вершина, Комбаровщина тож, в четырёх верстах от церкви».Численность населения в 1932 году составляла 948 человек, в 1989 году – 100 человек.

По материалам газеты «Народная трибуна» № 26 от 26 июня 2013 г.. Автор: Ольга Ладыженская

На фото – разрушенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Земятчино.

Лит.: Муравьев Н.В. Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области. Воронеж, 1988. «Населенные пункты Центральной Черноземной области», статистический сборник. Воронеж, 1932. «Сельские населенные пункты Тамбовской области», статистический сборник, часть 2 (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года). Тамбов, 1989.


28-05-2020    Краеведение