Рубрики

Легенды и были села Митрополье

Экономическое описание

Село Митрополье основано в 1700 г. как вотчина рязанских митрополитов, заселено крестьянами из рязанских и муромских земель. Первоначальное название — Большой Ломовис по одноименной реке, позже по церкви - Покровское. И то, и другое название встречаются в переписях и документах, но закрепилось благозвучное название Митрополье, а среди местных жителей бытовало сравнение - «вторая Москва», по богатству, экономическому развитию, трудолюбию и способностям местных жителей. Село было владением Рязанского архиерейского двора - пахотные земли, сенные покосы и мельница на реке Ломовис. Подтверждение этому находим в «Примечаниях к очеркам из истории Тамбовской епархии», опубликованных в №39 «Тамбовских епархиальных ведомостях» за 1899 г: «…владения Рязанских митрополитов довольно далеко шли и по юго-восточной стороне нашей епархии. Мы приведем выдержку из одного давнего писателя: «Вниз по реке Малому Ломовису, протекающей ныне в Кирсановском уезде, от дач села Татарщины Тамбовского уезда до реки Большого Ломовиса и около Вяземской и Воронежской дорог, в самой смежности с дачами Тамбовского епископа и с дачами богатого в старину мурзы Тениша Федотова сына Долоткарева, была южная граница владения митрополии Рязанской. Часть так называемого дремучего Ценского леса оставалась принадлежностью сей же власти. Затем были дачи заповедны, говорит предание, отданные на веру татарам, ибо от них только великие митрополиты Рязанские получили ясак шубами разных мехов. Верстах в 15 на север от села Покровского, Малый Ломовис, тож (в просторечьи – Дворянщина Кирсановского уезда) существует еще село Митрополье (Митрополитово), главный и окончательный пункт в сей стороне владений митрополита Рязанского. В Митрополье съезжались верные слуги главы церкви Рязанской, распоряжали всеми его южными владениями, т.е. чинили торги и договоры с народами степными и отправляли смиренных старцев подвизаться на проповеди о Христе Иисусе». В «Экономическом примечании Тамбовского уезда, составленном Корпуса Типографов подпоручиком Смирновым в 1852 г.» находим описание сел Большой Ломовис Митрополье тож, Малый Ломовис Коровино тож, Алексеевское Чернавка тож и Шилово с деревнями Низовая и Максимовка: «Положение дачи возвышенное, на скатах рек: правой стороны Большой Ломовис и по обе стороны Малый Ломовис, текущих частью по болоту, между правым крутым и левым отлогими берегами. Дача находится при границе Моршанского уезда. Через селения Большой Ломовис и деревню Максимовка проходит большая торговая дорога из Кирсанова на Моршанск. Большой Ломовис весной разливается на 150 саженей в обе стороны, ширина в жаркое время — 3 саженя, глубина 12 аршина. Малый Ломовис весной разливается на 100 саженей в обе стороны, наименьшая ширина в жаркое время — 3 сажени, глубина — 12 аршина. Овраги с правой и левой сторон весною разливаются от 5 до 10 саженей, а жаркое время высыхают. На реке Б. Ломовис один мост при с. Митрополье, другой на д. Низовой. На Малом Ломовисе один при селе Чернавке, другой при селе Шиловском и три моста через овраги в Чернавке и Шиловском. Вода в реках и колодцах хороша, почва черноземная.

Старорусские меры длины, равны: Сажень — 213, 36 см Аршин — 71, 12 см.

Митрополье по правому берегу Большого Ломовиса, в нем домов и хозяйств 214, жителей — 1295. В селе церковь деревянная, 2 священника, дьякон, 2 дьячка, 2 пономаря. В селе находятся дом сельской расправы со старшиной поверенным и соцким, один деревянный запасной хлебный магазин, где хранятся запасы зерна и пожарные инструменты: труба, 3 бочки, 3 багра, 2 лестницы. Есть один питейный дом. Изб белых - 11, черных — 203. Крестьяне казенные занимаются хлебоводством, частью промыслами, высевают рожь, овес, гречиху, горох; косят сено по 12 пудов на душу. На каждое хозяйство приходится по 1 лошади, 1 корове, 3 овцы, 1 свинье. В свободное время ходят работать на фабрику в Бондари, 200 человек в год зарабатывают 1400 рублей серебром. Водяная мельница на р. Малый Ломовис о 2-х поставах; две мельницы ветряные, каждая о двух поставах. На Большом Ломовисе находится сукновальня о 4-х вальках, при ней 8 вольных рабочих на сдельной зарплате в год 24 рубля 50 коп. серебром. Сукновальня работает весь год кроме полой воды и спуска Цнинского судоходства с 15 сентября по 15 октября. В год изготавливается 75000 аршин армейского сукна на сумму 6500 р. серебром, сукна сбываются по казенным подрядам. В деревне Низовой на правом берегу Большого Ломовиса хозяйств 71, жителей 476. Запасной хлеб хранится в магазине села Коровино. Избы в селе черные, жители православные русские крестьяне, занимаются хлебом и промыслами» Митрополье было в те времена центром волости, в которую входили: Митрополье, Коровино, Чернавка, Шилов поселок, д. Максимовка, д. Низовая. Села населены экономическими крестьянами, владение землей везде общинное. В конце 19 века по статистическим сведениям в Митропольской волости развит шерстобитно-валяльный промысел. Крестьяне, в свободное от полевых работ время, занимаются промыслом, имея для сего при своих избах особые помещения. Предметами изделий являются войлоки (епанчи, полсти) и сапоги. Материалом служит не только чистая овечья шерсть, но и примеси к ней: шерсть коровы, собак и всякое охлопье. Доход от промысла незначительный, служит подспорьем при других занятиях. В 1889 г. в Митрополье открыто общество трезвости. К 1891 г. в нем состояло 152 члена, из которых 116 дали обет трезвости на 1 год, 4 – на 2 года, 2 человека – на три года, 1 человек – на пять лет, 1 – на девять лет, и 28 человек – на всю жизнь! По сведениям на 1911 год в Митропольской волости: Митрополье: жителей - 2878, дворов - 404, земли во владении – 4714, в т.ч. 204 десятны леса. Лесные владения митропольцев были расположены в Хмелине. Коровино: жителей - 2356, дворов - 373, земли - 4857, леса - 214 десятин. Чернавка: жителей - 2149, дворов - 319, земля - 3127, леса – 151 десятина. Шилово: жителей - 1274, дворов - 193, земли - 2115, леса - 122 десятины. Максимовка: жителей - 1024, дворов - 146, земли - 1764, леса - 73 десятины. Низовка: жителей - 566, дворов – 86, земли – 800 десятин, леса – 54 десятины.

Десятина — старая русская единица земельной площади. Казенная десятина равна 2400 кв. саженям или 109,25 соток = 1,09 га.

Давайте перенесемся в XIX век и посмотрим на село Митрополье глазами очевидца: Село расположено по косогору, около течения маленькой речки Ломовис, впадающей в Цну. Дворы выстроены в два ряда, параллельные друг другу. Расстояние между порядками 20-30 саженей. Позади дворов идут риги и– гумна с хлебом. Между гумнами и ригами - огороды, посреди улицы, между порядками расположен ряд казарм и мазанок. Такое расположение всех построек согласовалось с потребностями и удобствами сельской жизни, а также предосторожностью от пожаров. В самом деле, если у крестьянина сгорит изба со двором, то у него все-таки может быть останется рига с земледельческими орудиями, хлебом, а в казармах и мазанках – лучший скарб. Сгорит рига – останется дом. Словом всегда, в случае пожара, у крестьянина остается надежда спасти хотя бы половину своего имущества. Но этой надежды не было бы, если постройки были скучены, как в других селах. Почти все избы деревянные, аршин 7-8, из тонкого соснового леса, крытые соломой, в большинстве – с простыми, русскими печами, с маленькими окнами, со створчатыми рамами на манер городских. В избе стол, лавки, полки, палати, скамейки. Только немногие избы внутри побелены и оштукатурены. Несмотря на недостаток леса и его всеобщую дороговизну, во всем селе кирпичных изб не более трех. Между тем, материала для производства кирпичей в селе вдоволь. Подпочва чернозема повсеместно глина, годная для производства кирпича, но этим драгоценным и притом даровым материалом природы никто не пользуется. Дворы крестьян занесены плетнями, материалом для которых служит тало-вый хворост, получаемый из соседней рощи. Хворост срубается через каж-дые два-три года. Навесы крыты соломой, под навесами устроены помещения для скота. На зиму навесы защищаются с внешней стороны соломой или коноплей. Под навесами устраиваются и погребки. Риги обыкновенно незатейливой формы. В них сохраняются от атмосферических влияний хозяйственные орудия, хлеб, сено и даже солома. Зимою в ригах молотят хлеб. Казармы состоят из помещений, вырытых в земле, обставленных по бокам бревнами, с остроконечной крышей, засыпанной землей или обложенной пластом дерна. В конце казармы, противоположном дверям, обитым железом печка, заменяющая летом кухонную печь. Кроме того казармы служат кладовой для крестьян; сюда сносится весь лучший крестьянский скарб. Мазанки, имея тоже назначение, что и казармы, отличаются от последних только тем, что воздвигаются прямо на почве, без углубления в землю. Стены мазанок, бревенчатые или плетеные – всегда обмазаны толстым слоем глины. Крыши, большей частью соломенные, но залиты глиной или засыпаны землей. Есть, как редкость и мазанки, сложенные из сырцовых, огромного размера кирпичей, приготовленный из глины, соломы и песка. Земли в наделе у крестьян, кроме поместий и выгона скота, имеется по 24 саж. на душу, есть и луга, которые приносят по хорошему возу сена. Земля разделена подушно, а не подворно, и притом на короткий срок, что, как объясняют многие, и удерживает владельцев земли от удобрения своих загонов. Наделы свои крестьяне возделывают сами, только немногие бобыли да горькие пьяницы, сдают наделы за бесценок разным местным кулакам. Культура земли первобытная. Даже у богатых крестьян нет хозяйственных машин или каких-либо усовершенствованных орудий. Во всем селе не найдется хотя бы одного одноконного плужка, не говоря уже о других, более редких и более дорогих орудий. За последние годы земля постепенно становится неблагодарною. Средний урожай на десятине: ржи 3 чет. , овса 8 четв., просо 5 с половиной четв., гречка 3 и 14 четверти.

1 четверть = 8 пудов = 131,04 кг

. Об урожаях доброго, старого времени рассказывают чудеса, которым, конечно, нельзя отказать в большей или меньшей доли справедливости. Естественно, что земля прежде была менее истощена и потому давала хорошие урожаи. Теперь же совсем другое дело, земля постепенно истощается. Причиною тому служит мелкая и плохая вспашка земли сохою на трехногих клячах и совершенное отсутствие удобрений естественных и искусственных. Крестьяне, несмотря на избыток свободного времени и обилие навоза, не унавоживают свои нивы. Навоз остается под навесами, и если он и вывозится, то в какой-нибудь соседний ров. Скотоводство тоже не процветает. Зато луга ведутся хорошо: в последнее время до 40 десятин засеяно тимофеевкой. В селе живут государственные крестьяне. При встрече с обывателями бросается в глаза их одежда: на каждом из мужчин летом непременно ситцевая рубаха, казинетовая поддевка и сапоги с «набором», а зимою полушубок и валенки. Для праздников же почти у каждого есть суконная бекеш. Женщины держатся больше самобытных костюмов и нарядов.

Казинетовая поддевка — верхняя мужская одежда с застежкой сбоку и сборками на талии. Казинет — плотная однотонная хлопчатобумажная или полушерстяная ткань. Сапоги с набором — сапоги с мелкими складками на голенищах. Бекеша, бекеш - верхняя мужская зимняя одежда в виде короткого кафтана со сборками на спине и меховой отделкой по краю воротника, рукавов, карманов, по подолу, также иногда назывался полушубком.

         

На лице здешнего обывателя не видно следов забитости и загнанности, что так часто можно увидеть у бывших «господских» крестьян: он держит себя свободно и при встрече с местной интеллигенцией без всякого стеснения подает руку со словами «мое почтение» и «здравствуйте». Старается говорить словами отборными, цветистыми; иногда становится смешно слыша слова вроде «в текущую минуту», «на какие кондиции согласны вы». Причина такого культурного уровня здешнего населения кроется в истории села. Лет 40 назад здесь была суконная фабрика, принадлежащая г. Лион. Существование фабрики сильно отразилось на быте здешних и окрестных жителей. Не бывшие крепостными, здешние крестьяне очень восприимчивы к улучшению своей обстановки. Лучина, ночники не существуют, их вытеснила висячая лампа. В самой бедной лачуге, где обитает «голь перекатная» и то уже есть непременно лампа. В самом селе можно насчитать до полсотни самоваров. В числе праздничных угощений бывают печенья и конфекты, а дополнением к водке непременно служит какая-нибудь красная наливочка.

Продолжение следует...

Галина Ступникова

 


09-06-2022 Ступникова Г.Н.    Краеведение