Рубрики

Из истории села Городище Бондарского района

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА ГОРОДИЩЕ БОНДАРСКОГО РАЙОНА

                                                                       1704 г.
 По данным исследования, проведенным краеведом А. Н. Милосердовым, на 1704 г. в деревне Городище числилось 23 двора: 2 двора священника Михаила Борисова, 15 – тамбовцев, 4 – бобылей и остальные дворовых (крепостных). Церкви на этот период еще не было. В 1716 г. уже значится церковь Николая Чудотворца. По материалам первой Ревизской сказки (переписи) 1719-21 гг. в селе церковь, 35 дворов, из них однодворцев – 31, церковнослужителей – 2, дворов помещиков – 2. В них проживали 5 церковников, 134 однодворца, 5 дворовых (крепостных), 7 поляков, 1 черкас - всего 155 человек. Священник Зот Филиппов.
1745 г.
В 1745 г. по второй Ревизской сказке в Городище проживает 171 податная душа, в т.ч. 109 однодворцев, помещичьих крестьян – 62. Дворовые (помещиковые) крестьяне принадлежали стольнику Дмитрию Кончичееву, капралу Александру Вердеревскому, помещице Алабиной, поручику Игнату Самойлову, которые ему достались от Петра Мосолова, вахмистру Михаилу Трунину и прапорщику Мирону Трунину, привезенные из деревни Желудевка Шацкого уезда. В том же году в селе числится еще и 1 человек «щвецкой» (так в документах переписи) национальности.
1852 г.
Из «Экономического примечания Тамбовского уезда, составленного Корпуса Типографов Подпоручиком Смирновым в 1852 г.» узнаем, что по сведениям 9 ревизии в селе Городище душ м.п. - 223, ж.п. - 231, хозяйств - 55. На каждое хозяйство приходится по 2 лошади, 1 корове, 4 овцы, 1 свинье. Изб белых в селе 55, т.е. все, бань черных – 5. В свободное от земледелия время жители занимаются перевозом строевого леса в Тамбов. Церковный причт состоит из священника, дьячка и пономаря, у которых есть церковная земля. В селе 2 ветряные мельницы, каждая на 2 постава, где в год муки изготовляется на 300 четвертей.
1876 г.
В 1876 г. церковь села является приписной к церкви с. Бычки, священник – И.С. Рязанский, староста крестьянин Трубников.
Рязанский Иоанн Саввович, священник. Окончил семинарию по 2 разряду, рукоположен в 1834 г. Служил священником в с. Голодовка Моршанского уезда, в 1875 г. перемещен в с. Бычки Тамбовского уезда, согласно прошению. Был настоятелем Бычковского прихода, куда входила и церковь с. Городище. Награжден набедренником и скуфьей. В 1976 г. утвержден членом благочиннического совета по 2 Тамбовскому округу, жертвовал деньги в пользу славянских семей Балканского полуострова, в пользу бедных и раненных воинов нашей армии.
Первое церковно-приходское попечительство в Городище учредили в 1868 г., председателем избран крестьянин Григорий Коблеков. В 1893 г. попечительство возглавил священник Николай Сахаров. В 1884 г. прихожане храма обновили иконостас, потратив на это 300 руб., за что прихожанам была объявлена благодарность епархиального начальства. В 1895 г. при церкви открыто общество трезвости с 11 членами. В 1900 г. церковь уже нуждается в ремонте, поэтому церковно-приходское попечительство под руководством крестьянина Максима Гончарова просит разрешения у епархиальных властей на покраску стен и крыши храма. Новая церковь простроена в 1908 г. на средства прихожан трудами приходского священника Николая Сахарова.
1910 г.
Из страховой оценки церкви и церковных строений 1910 г.:
Николаевская церковь – деревянная на кирпичном цоколе, снаружи обшита тесом и окрашена светло-серой масляной краской, покрыта железом, окрашенным масляною зеленою краской. Длина церкви, считая и колокольню 15 саженей; наибольшая ширина 102/3 саженей; высота до верха карниза 4 сажени. На куполе и колокольне и на концах крестообразно находятся четыре главки с вызолоченными крестами. Больших окон 24 шт. Дверей створчатых наружных обшитых железом 3 шт., внутренних 3 шт. Иконостаса три: средний длиной 12 ¼ аршина, высотою 13 аршин, боковые длиною 6 ¾ арш., высотою по 8 арш. (оценены: средний в 5000 руб., боковые по 1500 руб; все три в 8000 руб.). Церковь холодная. Колокольня в 3 яруса, общей высотой до верхнего карниза 10 саженей. Ближайшая к церкви чужая постройка – дом священника, находится с западной стороны на расстоянии 30 саженей. Церковь построена в 1908 году. Новая. Оценка вместе с иконостасом и колокольней 25 000 руб.
В селе строится церковно-приходская школа, в 1913 г. закончена и отделана окончательно; застрахована на 3200 руб.
Церковно-приходская школа – деревянная, одноэтажная, на кирпичном фундаменте, покрыта железом, окрашенным в красную краску. Здание представляет из себя срубленные вместе три неравных прямоугольника в одну линию по фасаду (западная сторона) на 37 аршин. 1 - пристройка с южной стороны, помещение «а» для классов длиною 6 2/3 саж., шириной 11 ¾ арш., 2 – средняя пристройка «б» для раздевальни и квартиры учителя длиною 14 ¼ арш., шириной 15 ¼ арш., 3 – пристройка с северной стороны «в» - квартира 2-го учителя и коридор длиною 10 арш., шириной 8 арш. Высота здания классных помещений до верха карниза 7 арш., северная пристройка и крайняя северная до верха карниза 6 арш. В помещениях «а» и «б» потолки обшиты тесом, окрашены белою краской. Печей в здании 3 голландских и 1 русская. Дверей створчатых 6 шт. (из них 2 двери филенчатые), одинарных дверей 4 шт. Окон всего 20 шт. и полуокон 4 шт. Здание новое, построено из 5-ти вершкового теса.
1912 г.
16 июня 1912 г. село посетил епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл, будущий священномученик, митрополит Кирилл (Смирнов) (1863 — 1937). Церковь произвела на него прекрасное впечатление своим наружным видом и внутренним благолепием – простором, обилием, света и чистотой. Как записали в «Обозрении Высокопреосвященным Кириллом церквей и монастырей Тамбовской епархии»: «Особое внимание обращает на себя иконостас, ценный и красивый. Утвари и риз в храме много, содержится все в отличном порядке. При храме имеется приличный хор певчих и заведено общее пение. В приходе 665 д. м. и 669 ж.п. Прихожане все православные к храму божьему усердны твердо знают молитвы и заповеди и охотно участвуют в общехрамовом пении. Причт состоит из священника и псаломщика. За усердное исполнение своих обязанностей и непритязательность причт пользуется большой любовью прихожан».
После осмотра церкви епископ произнес такие слова: «Видя такой благолепный храм, как ваш, мы чувствуем невольно какова же должна быть красота и благолепие нашего внутреннего храма, ради сохранения коего и создаются эти видимые храмы , что бы мы могли освящатся в них таинством и молитвой и постоянно обновлять свой внутренний храм. Вот в нашем храме на иконе Спасителя Евангелие, которое Христос держит в руках своих, раскрыто на следующих словах: «заповедь новую даю вам: любит друг друга». Видимо, строители храма хотели вложить именно эти слова в ваши души, и создавая внешний храм для вашего внутреннего обновления, хотели, что бы совершалось это обновление именно любовью. Христос из любви приходил на землю, любовь заповедал и всем нам, как средство достигнуть царства небесного. Выражаться она должна в осторожности друг к другу. Если человек привыкает сквернословить и обижать другого, либо нехорошо живет с женою, не воспитывает детей – тогда нет любви в нем. Всем этим оскверняется дух человека. К взаимной любви, к заботливости друг о друге мы и пришли призвать вас».

Очень интересна история священника Николая Сахарова и его семьи. В одно время в советской прессе были напечатаны статьи о том, что советский академик и диссидент А.Д. Сахаров - это потомок священников из села Городище. На самом деле, предки Андрея Дмитриевича, его прадед Николай Иванович Сахаров, был священником в Арзамасе. Во время работы над изданием "Бондарской энциклопедии" вопрос этот, конечно, очередной раз всплыл. Ученые-историки, проверив эту версию, сошлись во мнении, что академик не является прямым потомком священников Сахаровых из села Городище Бондарского района, хотя дальнее родство не исключено, ведь у тамбовского священника Козьмы Сахарова было 10 детей.

Сахаров Николай Козьмодемьянович (ок. 1863 -?), священник села Городище. Окончил Тамбовскую духовную семинарию. Сын священника Козьмы Сахарова. Козьма Сахаров (ок. 1816 - 1874),священник, служил в селах Понзари, Стрелецкие Выселки, Сампур Тамбовского уезда. Окончил семинарию и в 1838 г. рукоположен во священники. 10 лет был благочинным округа, 8 лет духовником, в 1860 г. награжден камилавкой. В семье было 10 детей.
 Один из них, Николай Козьмодемьянович стал священником в с. Городище. Сначала, после окончания Тамбовской духовной семинарии, служил учителем сельского училища, 21 февраля 1888 г. рукоположен в священники с. Городище Тамбовского уезда. Работал так же законоучителем в церковно-приходской школе села. Награжден скуфьею (1904 г.), камилавкой (1909 г.) В 1907 г. назначен помощником духовного судебного следователя 2-го Тамбовского округа. 23 сентября 1914 г. священника с формулировкой «для пользы службы» перевели служить в с. Костино-Отдельцо Борисоглебского уезда. 11 октября того же года, согласно прошению, он был перемещен назад в Городище. На 1917 г. служил там же. В семье священника и его супруги родилось семеро детей. В 1911 г. священник был вдов. Скорее всего, испытывал материальные трудности в обучении детей, т. к. постоянно обращался к епархиальным властям за помощью, за ним постоянно числились недоимки за содержание и обучение детей: дочери Елизаветы в Тамбовском епархиальном женском училище, сыновей Виктора, Михаила и Дмитрия в 1-м Тамбовском духовном училище. На 1913-14 гг.

 Елизавета работала учительницей в с. Прибытки, позже медсестрой в Тамбове.
После 1917 г.
На период революционных событий 1917 г. сын Сергей работал учителем в с. Левые Ламки, Михаил — учителем в Кривополянье, Виктор учился в духовной семинарии. По сведениям потомков Михаил во время крестьянских волнений принял строну антоновцев, младший 16-ти летний брат Дмитрий тоже. Дмитрий был застрелен чекистами в кривополянском лесу. Михаил же после подавления восстания скрывался. Его отца, священника Николая Сахарова, жители предупредили об опасности и тот уехал к детям в Тамбов, где их всех и вязли в заложники, что бы вынудить Михаила сдаться властям. Он, конечно, сдался. В 1919 г. прошла амнистия, Михаил был отпущен, но в 1937 г. был расстрелян. Другие братья были осуждены на разные сроки заключения. От старожилов удалось узнать следующее о священнике Сахарове:
 Жил он рядом с церковью. Около дома посадил много лип, которые и сейчас растут. После смерти жены у него управляла домом местная женщина Варвара, фамилию никто не помнит. У них был совместный сын, которого они очень любили и называли «наш последыш». Варю впоследствии арестовали, маленького сына оправили в детский дом. Варя вернулась позже, но сына не нашла.
Галина Ступникова


27-11-2022 Ступникова Г.Н.    Краеведение