Рубрики

История села Коровино и прихода Покровской церкви

ИСТОРИЯ СЕЛА КОРОВИНО И ПРИХОДА ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ

О названии села
Старинное село Коровино, расположенное на Малом Ломовисе, первоначально носило одноименное название – Малый Ломовис, после строительства церкви к нему прибавилось еще одно – Покровское. Краеведы склоняются к тому, что образовано оно не позже первого-второго десятилетия 18 века. В переписи 1710 г. по Азовской губернии Шацкого уезда упомянуто «село Покровское, что в верхах на Малом Ломовисе, а нем церковь Покрова Пресвятые Богородицы у той церкви во дворе поп…» Затем перечисляются жители села, перевезенные из Переяславского уезда Рязани из сел Лакоши, Маслова, из Старорязанского стана деревни Миловановской. В документах 1 ревизии 1719 г. в селе проживает 67 человек мужского пола. Позже за селом закрепилось название Коровий Куст. По местной легенде у священника воры свели со двора корову, а что бы не было слышно, обули корову в лапти. Похитители вывели корову за село и в зарослях кустов ее прирезали. Преступники были найдены и наказаны, случай попал на страницы тамбовских газет и закрепился не только в памяти жителей, но и в названии, которое позже название трансформировалось в Коровино.

Церковный приход Покровского храма
Село входило в состав Митропольской волости, а Покровская церковь – приписной к митропольской. Приход в селе открыт в 1786 г. По какой-то причине церковные службы были прекращены и были возобновлены в 1840 г.. В 1868 г. в селе открыто церковно-приходское попечительство под председательством священника Павла Соловьева. Церковным старостой с 1863 г. был Лазарь Арефьев, государственный крестьянин, который за свою труды был награжден похвальным листом епархиального начальства. В 1876 г. церковь в селе деревянная, год постройки неизвестен. В приходе на этот год жителей мужского пола 848, женского 884. Настоятель храма, священник Григорий Васильевич Феодоров. Церковный староста государственный крестьянин Фролов с 1864 г. Священник окончил семинарию по 2 разряду, в 1869 г. рукоположен в священники, до 1882 г. служил в селе Коровино, состоял миссионером в Тамбовском Богородичном Казанском братстве, проводил беседы с молоканами, позже переведен в с. Крутые Хутора Липецкого уезда. В 1877 г. церковным старостой утвержден крестьянин Иван Семенов, после Ульянов Харитон, отставной унтер-офицер.

 

Посещение села епископом Тамбовским и Шацким Виталием

3 августа 1888 г. в селе состоялось памятное событие – приезд епископа Тамбовского и Шацкого Виталия.

Вот как описывает это священник села Иоанн Островский: «Накануне сего дня прихожан оповестили, что никто 3 августа не производил работ не только полевых, но и домашних. С раннего утра народ старый и малый в праздничном наряде толпился уже возле церкви, в ожидании приезда владыки. Приезд не замедлился. В 9 часов утра с горы по дороге из с. Митрополье, в каковом его преосвященство также соизволил посетить храм, дом священника и церковно-приходскую школу, показались разного рода экипажи, а за ними и карета с его преосвященством, а затем послышались удары колокола. Народ возле церкви зашевелился и шумною толпою устремился на гору, чтобы видеть его преосвященство. По пути к церкви, почти что у каждого дома были выставлены столы с иконами, хлебом и солью и каждый домохозяин с своим семейством встречал дорогого гостя. За церковной оградой владыка был встречен местным причтом и крестным ходом. При входе владыки в церковь, певчие из мужичков и детей учеников местной земской школы пропели стройно входное «Достойно есть». После обычной ектении и многолетия, владыка обратился к прихожанам с речью: «Возлюбленные братия! Храм ваш хотя и не совсем мал, но он ветх, почему советую вам перестроить его, а лучше было бы сделать новый каменный; у вас есть земская школа, церковно-приходской нет. Хорошо быть при одном светильнике, при двух же еще лучше, почему прошу вас выстроить здание для церковной школы и открыть ее, где дети ваши будут обучаться церковным предметам: молитвам и заповедям, вообще закону Божьему. Они там обучатся петь молитвы и священнопеснопения, а вместе с ними и вы приучитесь петь также молитвы, этого вы достигните, если будете посещать внебогослужебные собеседования, которые, как мне известно, ведутся у вас. Тогда вы едиными устами и единым сердцем будете славословить Бога при богослужениях».

Строительство нового храма. Вклад императора Николая II и Иоанна Кронштадтского

Итак, в конце 19 века церковь в селе уже ветхая, из епархиальных документов следует, что уже с 70-х гг. здание храма накренилось набок, службы в нем стали небезопасными. В августе 1894 г. село посетил епископ Тамбовский и Шацкий Александр, осмотрел ветхий храм, встретился с прихожанами, которым было дано наставление и те дали слово, о том, что немедленно приступят к ремонту храма. Прошло несколько лет, храм к тому времени совершенно пришел в упадок и ремонту не подлежал. Нужно было строить новый. Крестьяне села, к слову сказать, были достаточно зажиточными, земли пахотной, сенокосной хватало, урожайность всегда была хорошей. Было бы естественно предположить, что прихожане с охотой возьмутся за строительство нового храма, но на деле оказалось иначе. В 1900 г., после общественного обсуждения строительства храма, прихожане сдали в аренду земельный участок, на котором было решено строить храм. Собранная сумма от сдачи земли послужила основанием постройки храма, но была недостаточной. Тогда прихожане, священнослужители и церковно-приходское попечительство обратились к общественности с призывом помочь такому сложному делу. Хотя и с большим усилием, но эту трудность Господь помог преодолеть. Благодаря стараниям попечительства, на его просьбы о пожертвовании на постройку храма, откликнулся государь император Николай II, пожертвовав от себя лично 1000 руб. Из из хозяйственного управления Святейшего Синода также было передано 1000 руб. в село Коровино для строительства. Кроме этого, на просьбы откликнулся Иоанн Кронштадтский, который пожертвовал 300 руб. на коровинский храм, архимандрит Вышенской пустыни Аркадий - 200 руб.. Из Тамбовской духовной консистории выдано на построение храма в селе из завещанных Тамбовским купцом Селезневым 250 руб.

Иоанн Кронштадтский (1829–1908) - священник Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте, член Святейшего правительствующего синода с 1906 года, вдохновитель создания и почётный член Союза русского народа, проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель, подвижник, молитвенник, благотворитель, почётный член Императорского православного палестинского общества. Канонизирован Русской Православной церковью.

Архимандрит Аркадий (1825 – 1907), в миру Андрей Иванович Честонов, в 1853 г. был пострижен в монашество, в 1857 г. рукоположен в иеромонаха, в 1862 г. возведен в сан игумена Вышенской пустыни, позже в архимандрита. Усилиями архимандрита Аркадия возведены Христорождественский собор Вышенской пустыни и другие монастырские строения, а также здание Шацкого духовного училища с домовой церковью в селе Купля и деревне Золотой Поляне.

Селезнёв Николай Николаевич (?–1912), крупный тамбовский предприниматель, купец. Из мещан. В конце 19 ‒ начале 20 века являлся одним из крупнейших мясных и бакалейных торговцев Тамбова, имел торговое заведение на Базарной площади. Владел также мясной лавкой и несколькими домами, один из которых является памятником архитектуры – это тамбовский дворец бракосочетаний на ул. Интернациональной.

Благодаря этим пожертвованиям, в совокупности с местными средствами постройка храма в с. Коровине благополучно совершалась в течение 2 с половиной лет. И вот храм построен. К сожалению, пока не найдено ни одной фотографии храма с. Коровино, но мы можем представить его по описанию современников строительства и открытия церкви.

Новый храм довольно красив как снаружи, так и особенно внутри. Снаружи он обит тесом и выкрашен белой краской, главы в нем голубые, яблоки же и кресты золотые. Внутри храма выкрашен голубой масляной краской. В нем изящный золоченый, резной иконостас и иконы написанные весьма художественно. Нижний ярус иконостаса – иконы на золотом фоне. В центре новая, золоченая люстра в 36 свечей с литыми кронштейнами. На куполе стенная живопись, в которой яркость красок и натуральность изображения лиц невольно останавливают на себе взор посетителей храма. Церковная утварь и ризница в выстроенном храме тоже почти вся новая, такая как в старой церкви за исключение незначительной части, церковная утварь по своей ветхости не соответствовала быть перенесенной в новый храм. Новый колокол в 84 пуда, (в старой большой колокол весил 29 пудов), очень звучный – довершает картину благоустройства храма.

Посещение села епископом Тамбовским и Шацким Виталием
3 августа 1888 г. в селе состоялось памятное событие – приезд епископа Тамбовского и Шацкого Виталия.
Вот как описывает это священник села Иоанн Островский: «Накануне сего дня прихожан оповестили, что никто 3 августа не производил работ не только полевых, но и домашних. С раннего утра народ старый и малый в праздничном наряде толпился уже возле церкви, в ожидании приезда владыки. Приезд не замедлился. В 9 часов утра с горы по дороге из с. Митрополье, в каковом его преосвященство также соизволил посетить храм, дом священника и церковно-приходскую школу, показались разного рода экипажи, а за ними и карета с его преосвященством, а затем послышались удары колокола. Народ возле церкви зашевелился и шумною толпою устремился на гору, чтобы видеть его преосвященство. По пути к церкви, почти что у каждого дома были выставлены столы с иконами, хлебом и солью и каждый домохозяин с своим семейством встречал дорогого гостя. За церковной оградой владыка был встречен местным причтом и крестным ходом. При входе владыки в церковь, певчие из мужичков и детей учеников местной земской школы пропели стройно входное «Достойно есть». После обычной ектении и многолетия, владыка обратился к прихожанам с речью: «Возлюбленные братия! Храм ваш хотя и не совсем мал, но он ветх, почему советую вам перестроить его, а лучше было бы сделать новый каменный; у вас есть земская школа, церковно-приходской нет. Хорошо быть при одном светильнике, при двух же еще лучше, почему прошу вас выстроить здание для церковной школы и открыть ее, где дети ваши будут обучаться церковным предметам: молитвам и заповедям, вообще закону Божьему. Они там обучатся петь молитвы и священнопеснопения, а вместе с ними и вы приучитесь петь также молитвы, этого вы достигните, если будете посещать внебогослужебные собеседования, которые, как мне известно, ведутся у вас. Тогда вы едиными устами и единым сердцем будете славословить Бога при богослужениях».
Строительство нового храма. Вклад императора Николая II и Иоанна Кронштадтского
Итак, в конце 19 века церковь в селе уже ветхая, из епархиальных документов следует, что уже с 70-х гг. здание храма накренилось набок, службы в нем стали небезопасными. В августе 1894 г. село посетил епископ Тамбовский и Шацкий Александр, осмотрел ветхий храм, встретился с прихожанами, которым было дано наставление и те дали слово, о том, что немедленно приступят к ремонту храма. Прошло несколько лет, храм к тому времени совершенно пришел в упадок и ремонту не подлежал. Нужно было строить новый. Крестьяне села, к слову сказать, были достаточно зажиточными, земли пахотной, сенокосной хватало, урожайность всегда была хорошей. Было бы естественно предположить, что прихожане с охотой возьмутся за строительство нового храма, но на деле оказалось иначе. В 1900 г., после общественного обсуждения строительства храма, прихожане сдали в аренду земельный участок, на котором было решено строить храм. Собранная сумма от сдачи земли послужила основанием постройки храма, но была недостаточной. Тогда прихожане, священнослужители и церковно-приходское попечительство обратились к общественности с призывом помочь такому сложному делу. Хотя и с большим усилием, но эту трудность Господь помог преодолеть. Благодаря стараниям попечительства, на его просьбы о пожертвовании на постройку храма, откликнулся государь император Николай II, пожертвовав от себя лично 1000 руб. Из из хозяйственного управления Святейшего Синода также было передано 1000 руб. в село Коровино для строительства. Кроме этого, на просьбы откликнулся Иоанн Кронштадтский, который пожертвовал 300 руб. на коровинский храм, архимандрит Вышенской пустыни Аркадий - 200 руб.. Из Тамбовской духовной консистории выдано на построение храма в селе из завещанных Тамбовским купцом Селезневым 250 руб.

Иоанн Кронштадтский (1829–1908) - священник Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте, член Святейшего правительствующего синода с 1906 года, вдохновитель создания и почётный член Союза русского народа, проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель, подвижник, молитвенник, благотворитель, почётный член Императорского православного палестинского общества. Канонизирован Русской Православной церковью.
Архимандрит Аркадий (1825 – 1907), в миру Андрей Иванович Честонов, в 1853 г. был пострижен в монашество, в 1857 г. рукоположен в иеромонаха, в 1862 г. возведен в сан игумена Вышенской пустыни, позже в архимандрита. Усилиями архимандрита Аркадия возведены Христорождественский собор Вышенской пустыни и другие монастырские строения, а также здание Шацкого духовного училища с домовой церковью в селе Купля и деревне Золотой Поляне.
Селезнёв Николай Николаевич (?–1912), крупный тамбовский предприниматель, купец. Из мещан. В конце 19
начале 20 века являлся одним из крупнейших мясных и бакалейных торговцев Тамбова, имел торговое заведение на Базарной площади. Владел также мясной лавкой и несколькими домами, один из которых является памятником архитектуры – это тамбовский дворец бракосочетаний на ул. Интернациональной.

Благодаря этим пожертвованиям, в совокупности с местными средствами постройка храма в с. Коровине благополучно совершалась в течение 2 с половиной лет. И вот храм построен. К сожалению, пока не найдено ни одной фотографии храма с. Коровино, но мы можем представить его по описанию современников строительства и открытия церкви.
Новый храм довольно красив как снаружи, так и особенно внутри. Снаружи он обит тесом и выкрашен белой краской, главы в нем голубые, яблоки же и кресты золотые. Внутри храма выкрашен голубой масляной краской. В нем изящный золоченый, резной иконостас и иконы написанные весьма художественно. Нижний ярус иконостаса – иконы на золотом фоне. В центре новая, золоченая люстра в 36 свечей с литыми кронштейнами. На куполе стенная живопись, в которой яркость красок и натуральность изображения лиц невольно останавливают на себе взор посетителей храма. Церковная утварь и ризница в выстроенном храме тоже почти вся новая, такая как в старой церкви за исключение незначительной части, церковная утварь по своей ветхости не соответствовала быть перенесенной в новый храм. Новый колокол в 84 пуда, (в старой большой колокол весил 29 пудов), очень звучный – довершает картину благоустройства храма.

Освящение Покровского храма
23 октября 1902 г., накануне освящения храма, погода была неблагоприятная – шел дождь со снегом, на дороге была грязь и слякоть. В пять часов вечера в церкви началось всенощное бдение. Службу совершил местный священник Вадковский В.В., в храме присутствовали священнослужители: благочинный 2-го Тамбовского округа М.Н. Никольский, священники сел Митрополья С. Вишневский, Бондарей С. Ранинский, Прибыток С. Дробышев, а также дьяконы из этих приходов.
В день освящения храма, 24 ноября, погода переменилась: с раннего утра стоял легкий морозец, на небе ни одной тучки, солнце при восходе ярко сияло, ветра вовсе не было – казалось и сама природа сорадуется и сочувствует такому торжеству. Вследствие такой перемены погоды народу в день освящения прибавилось очень много. С восьми утра началась утренняя служба, совершенная священником с. Прибытки Стефаном Дробышевым, местный священник совершил малое освящение воды. В 10 часов началось освящение храма М.Н. Никольским, которому епископ Тамбовский и Шацкий Димитрий поручил совершить такое важное действо. Обряд освещения храма довольно таки редкий, поэтому народу собралось в церкви множество. Всем очень хотелось участвовать в столь важном для села событии. При обхождении вокруг храма с Антиминасом с большим трудом удалось дойти до алтаря, в особенности сильная давка была, когда народ разрывал занавес. После освящения храма началась литургия. На ней присутствовали также священники сел Грибоедово П. Полянский, Чернавки А. Ветринский и Шилово В. Камнев. В сослужении литургии принимали участие дьяконы Грибоедова В. Троицкий, Чернавки А. Казьмин. После «Буди им Господне» местным священником В. Вадковским произнесено поучение, в котором, после поздравления прихожан с окончанием постройки храма, слушатели были призваны к воспитанию в себе любви к новому храму. Это любовь можно выразить в возможно частом посещении храма в воскресные и праздничные дни и в обновлении жизни, совлечении с себя греховных страстей и пороков. В заключении было сказано, что люди без помощи Божией не могут стряхнуть с себя тяжкое греховное бремя, поэтому надо обратиться с усердной молитвой к Господу, что он помог благих начинаниях, прибегнуть под Покров Небесной Заступницы. После литургии был обслужен молебен Пресвятой Богородице. Окружной благочинный М.Н. Никольский произнес слово. Поздравив прихожан с окончанием постройки храма, он сказал: «Вы в особенности должны дорожить своим храмом, так как в постройке его принимал участие Государь Император, пожертвовав от своих монашеских щедрот, и кроме того великий молитвенник земли русской протоиерей г. Кронштадта о. И.И Сергиев оказал на это же дело свою помощь. Этого вы не должны забывать, передайте свои детям и внукам, что бы и они помнили, при каких обстоятельствах выстроена у вас новая церковь». После молебна участвовавшие в сослужении лица и многие другие были приглашены местным священником в его дом, где предложено было приличное случаю угощение.
Архипастырское благословение за добрую пастырскую деятельность, за усиленные и успешные труды по постройке храма было высказано в адрес священника В. Вадковского, а так же в адрес церковного старосты Харитона Ульянова и волостного старшины Акима Пономарева за усердие в изыскании средств на постройку храма.
Из страховой оценки Покровской церкви села Коровино и церковно-приходской школы в 1910 г.
В 1910 г. коровинская церковь и школа застрахованы. В архивах сохранилась страховая оценка, описание храма и школы.
Покровская церковь – деревянная, на кирпичном цоколе, снаружи обшита тесом и окрашена светло-голубой масляной краской. Внутри стены и потолки окрашены масляной краской. Верх купола внутри оклеен холстами и окрашен масляными красками с художественною живописью. Покрыта железом, окрашенным масляною зеленою краской. Длина церкви, считая и колокольню, 16 и 2/3 саженей; ширина 7 1/3 саженей; высота до верха карниза 2 2/3 сажени. На церкви имеется одна большая главка. Окон всех больших 24 шт., малых 16 шт. Дверей створчатых наружных обшитых железом 3 шт., внутренних створчатых 1 шт, простых 2 шт. Иконостас длиной 10 аршин 10 вершков, высотою 10 аршин (оценен 3000 руб.)
Церковь холодная. Колокольня в 2 яруса, общей высотой 8 1/3 саженей. Ближайшая к церкви чужая постройка – земская школа находится с западной стороны на расстоянии 25 саженей. Церковь построена в 1902 году. Строение новое. Оценка вместе с иконостасом и колокольней 11 тыс. рублей.
Церковно-приходская школа – деревянная, одноэтажная, на кирпичном фундаменте, покрытый железом, окрашенным зеленой масляной краской. Длина 6 саж., ширина 4 ½ саж., высота 2 саж. Окон в школе 13 шт, высотою 2 арш., шириной 1 арш. 2 вершка, с двойными рамами. Дверей створчатых 3 шт, одностворчатых 6 шт. Печей 1 русская и 2 голландских. При школе пристроены тесовые сени, крытые железом. Длина 5 арш, ширина 3 ¼ арш., высота 3 ½ арш.
Школа построена в 1906 году. Оценена в 1600 руб.
Архиерейская служба в Покровской церкви
16 июня 1912 г. в Коровино прибыл епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл. Незадолго до этого события в коровинский приход был назначен молодой священник, окончивший в этом году Тамбовскую духовную семинарию. Владыка желал видеть первые шаги молодого пастыря в приходе, поддержать молодого священника и ввести его в приход. Епископ был встречен у ворот местного погоста приходским духовенством с крестным ходом и множеством прихожан в праздничных одеждах.
Затем состоялась литургия, которую владыка совершил с благочинным 5 Моршанского округа, священником И.А. Архангельским, приходским священником А.П. Образцовым и священником с. Митрополья А.И. Ильинским, литургию пел хор из Бондарей. Церковь была переполнена прихожанами и поселянами из соседних приходов. Владыкой Кириллом после службы было сказано назидание местным прихожанам, в котором он попросил всех слушаться молодого настоятеля храма и быть ему опорой в начале пастырского служения. А молодому священнику посоветовал завести в церкви общехрамовое пение и чтение с прихожанами утренних и вечерних молитв.
Коровинский причт и церковно-приходское попечительство всегда были активными, принимали участие в благотворительности. Так, в 1904 г. в пользу действующей армии на Дальнем Востоке было собрано 156 аршин белых холстов, в следующем году собраны средства для армии.
Школа
Начало школьного образования в селе принадлежит местному священнику Никите Кострову, который в 1861 г. обучал в собственном доме 10 человек. Земская школа открыта в 1883 г., через 10 лет в ней 73 ученика. В конце 19 века духовным ведомством была открыта еще школа грамоты с количеством учащихся 22 человек, позднее преобразована в церковно-приходскую. В 1906 г. для нее было построено специальное здание.
Законоучителями в земской и церковно-приходской школах служили священники Покровской церкви, кроме них были преподаватели:
Бенедиктов Сергей до 1892 г., Павловский А. в 1901 г., Полянский Константин Федорович до 1913 г.
После 1917 г. начались гонения на церковь и священнослужителей. Многие священники были репрессированы. Церковь закрыли не ранее 1941 г.
В настоящее время в селе действует молельный дом, приход относится к с. Бондари, настоятель иерей Роман Тимашов.

 

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ СЕЛА КОРОВИНО

Священнослужителями села Коровино были:
Бодров Евдокимий с 1840 г. и до 1866 г.
Соловьев Павел с 1866 г.;
Федоров (Феодоров) Григорий Васильевич в 1875-1882 гг. Окончил семинарию по 2 разряду. Состоял миссионером в Тамбовском Казанско-Богородичном братстве.
Островский Иоанн Феодорович в 1883 -1888 гг. Сын дьякона. Окончил семинарию. На посту священника Коровино награжден набедренником за ревностное исполнение своих пастырских обязанностей и усердие при проповедовании слова Божьего, служил так же законоучителем сельской школы. На посту настоятеля храма в с. Коровино был награжден набедеренником.
Казанский Василий в 1888 -1889 гг. В 1885 г. окончил курс Тамбовской духовной семинарии и определен псаломщиком в Ильинскую церковь г. Кирсанова, в 1888 г. определен священником в с. Коровино Тамбовского уезда, в 1889 г. перемещен в с. Хорошавку Кирсановского уезда.
Покровский Иоанн Федорович в 1889-1896 г. Окончил Тамбовскую духовную семинарию в 1885 г. по 2 разряду. В том же году рукоположен в дьяконы села с. Чернавка Тамбовского уезда. 9 октября 1889 г. рукоположен в священники с. Коровино того же уезда, служил законоучителем в местной школе, в 1894 г. награжден набедренником за свою пастырскую деятельность. Умер в 1896 г. в возрасте 32 лет, в семье осталась жена Мария Ивановна 27 лет и сын Николай 9 лет.
Вадковский Василий Васильевич в 1896 – 1904 гг. Сын протоиерея, окончил семинарию. Сначала служил дьяконом в Коровино. 03.03.1896 г. в Казанском монастыре Тамбова рукоположен в священники того же села; в 1897 и 1903 гг. избран председателем церковно-приходского попечительства. Награжден набедренником в 1901 г. , ахипастырской благодарностью за особое усердие и пастырскую ревность про построении новой церкви в с. Коровино.
Сосновский Илья Иванович в 1907 - 1911 г. Родился в с. Верхние Пупки Козловского уезда (ныне с. Советское Сосновского района Тамбовской области) в семье дьякона.23.06. 1904 г. окончил семинарию, определен дьяконом в с. Митрополье Тамбовского уезда. 30. 03. 1905 г. рукоположен в священники с. Александровки Усманского уезда. 14. 02. 1907 г. перемещен, согласно прошению, в с. Коровино Тамбовского уезда. В 1909 г. награжден набедренником. 3.03.1911 г. перемещен, согласно прошению, в с. Рождественские Подворки того же уезда. На 1911 г. в семье жена и трое детей. На 1930 г. служил священником в с. Верхнеспасское Рассказовского района. 11.02.1930 г. арестован органами ОГПУ, содержался в тюрьме г. Тамбова. Постановлением «тройки» при ПП ОГПУ по ЦЧО от 17.03.1930 г. осужден по ст. 58 п. 10, п. 11 УК РСФР приговорен к 10 годам заключения в концентрационном лагере. Сведений о месте отбывания не имеется. После отбывания срока вернулся в село Верхнеспасское. 3.11.1937 г. арестован Рассказовским РО НКВД. Постановлением заседания «тройки» УНКВД по Тамбовской области приговорен по ст. 58 п. 10 УК НКВД к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 7 декабря 1937 г. Сведений о месте захоронения не имеется. Реабилитирован Прокуратурой Тамбовской области 20.03. 1989 г.
Образцов Алексей в 1911 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию, 23 мая 1911 г. определен священником в с. Коровино Тамбовского уезда, служил недолго до 26 августа того же года.
Богородицкий Николай в 1911 -1912 гг. В 1911 г. числился безместным священником села Димитриева Усада Спасского уезда, 26 августа 1911 г. определен в. Коровино, а 21 мая 1912 г. уволен в административном порядке за штат.
Черемисин Павел Михайлович с 1916 г. по 1926 гг. приблизительно. Родился в с. Большой Хомутец Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне Добровский район Липецкой области) в семье крестьян. Окончил Тамбовскую миссионерско-псаломническую школу в 1908 г. 17 июня 1908 г. определен псаломщиком в с. Пахотный Угол Тамбовского уезда. Через четыре года перемещен на дьяконское место в с. Коровино того же уезда. После 1916 г. рукоположен во священники того же села, служил в должности приблизительно до 1926 - 31 гг. В 1931 г. жил в с. Делеховое Добровского района Центрально-Черзноземной области. Арестован, находился в заключении 6 недель. Освобожден по «реабилитирующим обстоятельствам». 31 мая 1937 г. арестован Раненбургский РО НКВД по обвинению в систематической агитации, направленной к срыву мероприятий советской власти и партии. В деле есть письмо председателя церковного совета Е. Платицина и прихожан Е. Иноземцева, Е. Копытиной, А. Лепеховой: «7 января сего года священник Черемисин служил молебен по случаю победы русских над французами в 1812 года, во время молебна восхвалял заслуженных в то время лиц, говоря: «многая лета правительству, военачальникам и градоначальникам, всем православным христианам». На суде священник полностью отрицал свою вину: «Виновным я себя в предъявленном обвинении не признаю, собрания контрреволюционные в доме Копытиной я не собирал и не организовывал, контрреволюционную агитацию не вел, группы граждан не собирал и не направлял их против советской власти и ее мероприятий. Я ни в чем себя не признаю виновным...» Священник Черемисин осужден спецколлегией Воронежского Суда на 8 лет лишения свободы по ст. 58. п.10, п. 11 УК РСФСР, ч. 2 УК РСФСР.
По сведениям, хранящимся в семье (устное сообщение человека, знавшего о судьбе о. Павла в заключении), он был расстрелян в Казахстане.

  

Челнавский Сергей Васильевич, последний священник села Коровино с 1926-1929 гг., священник. Родился в1891 г. в с. Богородицкая Сурена Козловского уезда в семье священника. Окончил миссионерско-псаломническую школу. С 1910 г. служил псаломщиком в с. Усть-Затонец Козловского уезда. Позже окончил Тамбовскую духовную семинарию. В 1926-29 гг. служил священником в с. Коровино Тамбовского уезда. В 1929 г. арестован, приговорен к 2 годам лишения свободы, выслан в Сибирь. После освобождения проживал и служил в с. Калугино Инжавинского района. 24 сентября 1937 г. арестован, содержался под стражей в Тамбове. Постановлением заседания «тройки» УНКВД по Тамбовской области 11 ноября 1937 г. осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведен в исполнение 28.11.1937 г. Сведений о месте захоронения не имеется.

Особенно хочется рассказать о последнем дьяконе церкви с. Коровино Куприне Павле Ивановиче.
 Куприн Павел Иванович (ок. 1879 – не ранее 1934 г.), дьякон. Из крестьян. Окончил второклассную школу, Казанские миссионерские курсы. Дьякон с 1905 г. На период с 1911 по 1915 г. служит дьяконом в церкви с. Кишалы Темниковского уезда Тамбовской губернии. 6 июня 1915 г. перемещен к церкви с. Коровино Тамбовского уезда, работает так же учителем в местных школах. На 1911 г. в семье жена и трое детей, на 1934 г. в семье уже семеро детей. В том же году, как священнослужитель, был арестован. По сведениям родственников, содержался в холодном сарае, где не было возможности укрыться от снега и дождя. В результате сильно заболел, после чего его выпустили. Вскоре после возвращения домой Павел Иванович умер. После смерти главы, всю его семью выселили из дома и лишили всех прав. Можно только предположить, насколько тяжело было в то время, супруге Павла Ивановича в детьми на руках, лишенной дома, всех прав…

 Сегодня педагогическая династия Куприных-Милосердовых известна на всю Россию, они лауреаты Национальной премии «Семья России» в 2010 г. Общий педагогический стаж потомков учителя и дьякона Павла Куприна составляет более 430 лет.
Лидия Павловна Куприна-Милосердова (1907 – 2004) Окончила Воронежский педагогический институт, работала заведующей Низовской начальной школой, учителем русского языка и литературы в Бондарской средней школе. С 1943 инспектор Бондарского районного отдела народного образования, в 1956–1966 – заведующая кабинетом Тамбовского института усовершенствования учителей. Награждена орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», знаком «Отличник народного просвещения». Её дочь: Е. В. Милосердова, профессор ТГПИ – ТГУ им. Г.Р. Державина, заведующая кафедрой немецкой филологии.
Александра Павловна Куприна-Типикина (1908–1984). Окончила Рассказовский педагогический техникум, работала учителем начальных классов в Низовской, Бычковской, Кершинской, Пахотноугловской школах.
Юлия Павловна Куприна (1911–1995). Окончила в 1938 г Тамбовский учительский институт. Работала учителем математики Бондарской средней школы.
Таисия Павловна Куприна-Терехова (1918–2005). Окончила в 1937 г. Тамбовское педагогическое училище, в 1945 г. – ТГПИ. Кандидат психологических наук, доцент ТГПИ. Награждена знаком «Отличник народного просвещения». Её дочь: Вера Сергеевна Тонкова (1942–2005), кандидат физико-математических наук, доцент. До 1976 г. работала на кафедре математического анализа ТГПИ, затем на кафедре прикладной математики и информатики Ижевского государственного механического института. Её сын: Тонков Леонид Евгеньевич (1969), кандидат физико-математических наук, доцент, является сотрудником Удмуртского отделения Российской академии наук и одновременно преподаёт информатику в Удмуртском государственном университете.
Геннадий Павлович Куприн (1915–1944). Окончил в 1938 г. Тамбовское педагогическое училище, работал учителем в Оренбургской области. В 1939 г. поступил на естественно-математический факультет Тамбовского учительского института. В 1944 г. погиб на фронте.
Нина Павловна Куприна-Лунькова (1924–2003). Окончила ТГПИ, преподавала немецкий язык в Пахотноугловской средней школе, работала в Бондарской средней школе, в школах Мичуринска. Награждена знаком «Отличник народного просвещения». Её дочь: Мазова Ольга Алексеевна (1953), окончила Тамбовский институт химического машиностроения, более 30 лет преподавала технические дисциплины в Оскольском политехническом колледже (город Старый Оскол). О Куприных созданы и экспонируются выставки в Тамбовском областном краеведческом музее, музее народного образования Тамбовской области, музее истории Бондарской средней школы.


12-12-2022 Ступникова Г.Н.    Краеведение