Рубрики

Бондарский народный календарь, 26 февраля

26 февраля Православная церковь чтит память преподобного Мартиниана Палестинского – отшельника и христианского святого. Начал свою затворническую жизнь в возрасте восемнадцати лет. Девушка лёгкого поведения по имени Зоя пыталась его соблазнить. Чтобы выстоять перед её напором святой встал в огонь. В дальнейшем он обратил Зою к Господу и отправил в монастырь в Вифлееме. В преклонном возрасте Мартиниан перебрался в Афины, где и умер. В народе святого считали покровителем верной семьи и защитником от соблазна. Ему молились за благополучие семьи, чтобы супруги избегали любовных связей на стороне. А новоиспеченные супруги в Мартинианов день ходили в гости к старым друзьям, вспоминали прежние годы, делились новыми событиями.

 Также 26 февраля почитается память Стефана Неманя – великого сербского князя, который проявил себя как решительный и дальновидный политик. Он объединял сербские земли и освобождал их от византийского гнёта.

В Бондарском районе до начала 20 века выбор партнера осуществлялся преимущественно родителями, в более поздний период знакомство с партнером происходило во время празднования календарных дат и основывалось на личной симпатии. Но и в начале века, и позже в принятии окончательного решения ведущая роль отводилась родным и близким.

Выбрав невесту, к ней засылали сватов. В роли сватов выступали родные и/или крестные. В доме невесты, гости садились под матицу, символично давая понять хозяевам о цели своего прихода. Удачное сватовство завершалось запоем. В период подготовки к свадьбе невеста устраивала девичник (с. Граждановка, с. Максимовка), на который приглашала подруг помогающих собрать приданное. Канун свадьбы отмечен обрядом выкупа постели (с. Шилово).

 События свадебного дня развивались по определенному сценарию, в соответствии с которым большая часть обрядов на территории района совершалась в доме невесты: выкуп невесты, поездка в церковь, венчание, хождение по родным. К дому невесты жених приезжал на трех богато украшенных подводах: на дуги вешали колокольчики и полотенца, расшитые петухами и виноградными листьями. Невесту сажали на посад (с. Максимовка) и подружки продавали ее. После выкупа молодых везли в церковь для совершения обряда венчания, который считался обязательным до 1930-х. Тотальное разрушение и закрытие церквей в советское время, смена идеологии, культурных и ценностных ориентиров не могли не сказаться на привычном укладе, изменив его до неузнаваемости. Только к самому концу 20 в. традиция венчания брака постепенно вернулась в русскую культуру. Свадебные застолья сопровождались поцелуйными ритуалами, одариванием гостей и молодых, обрядовыми блюдами. День свадьбы был отмечен многочисленными приметами: выпадение осадков (снег, дождь) сулили достаток и благополучие (повсеместно); встреча с похоронной процессией считалась дурным знаком и предвещала разлад и скорый развод (с. Митрополье).

Повсюду соблюдаются ритуалы второго свадебного дня: молодых поздравляли и водили вместе с гостями в дом невесты. На веселое утро, название второго дня, принято было рядиться цыганками и русалками.

Обычай отмечать годовщину свадьбы не распространен в крест. среде, однако «серебряные» свадьбы, 25-летие брака, и «золотые», 50 лет совместной жизни, отмечаются праздничным застольем и взаимными подарками. (Ист.: Бондарская энциклопедия. – Тамбов, 2013. – С. 94, 95.)


26-02-2020 Бочарова Н.М.    Краеведение