Новости

Анализ результатов исследования социологического опроса «Муниципальная библиотека глазами пользователей»

Инструментарий исследования — анкета, состоящая из 13 вопросов, как закрытых, когда респонденту предложены готовые варианты ответов, так и открытых, когда респондент должен самостоятельно сформулировать ответ.

В качестве объекта исследования выступали пользователи модельной межпоселенческой центральной библиотеки Жердевского района — 51 человек. Анкета заполнялась ими непосредственно во время посещения библиотеки. Анкета включала вопросы к респондентам: о мотивации посещения библиотеки, об оценке работы библиотеки в целом, о доступности, современном оборудовании, компетентности библиотекарей, об участии респондентов в массовых мероприятиях.

Предмет исследования — изучение информационных потребностей читателей, их удовлетворенность представления о современной библиотеке.

Основная цель исследования — изучение мнения респондентов об эффективности предоставляемых услуг.

Социально-демографическая характеристика респондентов:

Возраст опрошенных от 14 до 55 лет и старше. В процентном соотношении возрастные группы выглядят так:

а) от 14 до 30 лет — 17 чел.; (33,3%)

б) от 30 до 55 лет — 19 чел.;(37,4%)

в) свыше 55 лет — 15 чел.(29,3%)

По образовательному уровню респонденты имеют:

а) среднее образование — 27,4% ;

б) среднее специальное — 37,3%;

в) высшее — 35,3%;

Как видно преобладают респонденты со средним специальным образованием.

По роду деятельности респонденты являются:

а) учащимися - 11,8%;

б) студентами — 13,7%;

в) работающими — 53%

г) безработными — 7,8%;

д) пенсионерами — 13,7%

Преимущественное большинство респондентов работающие люди.

Отрадно, что в основном все респонденты любят читать. Читают часто, но 50% отмечают, что мало времени для чтения. Среди опрошенных лишь 1 человек не любит читать.

Необходимую информацию в основном получают

а) в библиотеке — 60,7%;

б) в Интернете — 56,8%;

в) в общении с коллегами и друзьями — 9,8%;

Среди других источников назвали покупку книг в магазине.

Цели и мотивы для обращений в библиотеку разнообразны:

а)За литературой в помощь учебе – 33%

б)С целью самообразования - 24%

в)Для удовлетворения интересов по увлечениям - 39%

г)Для знакомства с новинками литературы – 27%

д) Как-то провести свободное время - 21%

Как видно из ответов — основной мотив посещения библиотеки для удовлетворения интересов. Несмотря на неудовлетворенность комплектованием, каждый четвертый среди опрошенных приходят в библиотеку для знакомства с новинками литературы.

Интересны ответы респондентов, раскрывающие отношение к библиотеке. Для большинства библиотека - источник информации и знаний (71%);

считают библиотеку центром общения и культуры (39%); лишь 1 человек среди опрошенных считает библиотеку непривлекательным учреждением;

Среди приоритетных названы такие услуги библиотеки как:

- оказание справочной и консультационной помощи в поиске и выборе конкретного документа — 45%; выдача документов из библиотечного фонда во временное пользование — 53 %;

- ксерокопирование документов — 19,6%;

- доступ к Интернет-ресурсам, предоставление консультации по правовым вопросам; — 11,7%;

- набор на компьютере и распечатка текста — 5,8%;

Культурно-досуговая деятельность библиотеки играет важную роль, поэтому 27,4% отметили такую услугу как проведение культурно-массовых мероприятий (выставки, вечера, заседания клубов и т. д.); 60,7 % респондентов принимают участие в библиотечных мероприятиях. Кроме того, респонденты знают о работающих при библиотеке клубах (66,6%) и желают принимать участие в их работе. 33% участников опроса не знают о работающих клубах и объединениях. Это говорит о том, что необходимо улучшить рекламу и информирование о деятельности клубов. Эти цифры подтверждают необходимость проведения в библиотеке досуговой деятельности, используя при этом новые интерактивные формы работы.

Библиотечный сайт посещают — 56,8% опрошенных.

На вопрос «Что Вас не устраивает в работе библиотеки?» по 1 голосу были отмечены следующие позиции: а) Часы работы; д) Полнота предоставляемой информации; е) Оперативность обслуживания; к)Техническое оснащение библиотеки;

Абсолютное большинство отметило сложную ситуацию с комплектованием фонда. Было отмечено наличие устаревшей литературы, недостаток современной художественной литературы.

На вопрос « Как работает библиотека после реконструкции?» были даны следующие ответы:

а) лучше - 78,4%;

б) хуже — 0%;

в) ничего не изменилось — 6%;

г) затрудняюсь ответить — 15,6%

Отрадно, что большинство респондентов заметили улучшение в работе. Многие отметили появление новых книг. Респондентам понравился новый интерьер.

В работе библиотеки, по мнению читателей, необходимо изменить следующее: улучшить комплектование, увеличить количество периодических изданий, информировать о новых поступлениях на сайте.

Все участники опроса ответили утвердительно на вопрос: «Соответствует ли библиотека вашему представлению о современной библиотеке?»

Итоги исследования.

В результате проведенного анкетирования были выявлены проблемы интересующие читателей, получены предложения, способствующие улучшению деятельности библиотеки.

Для большинства пользователей библиотека играет важную роль как источник знаний и центр общения и культуры. В целом о библиотеке сложился положительный образ. Исследование в очередной раз выявило проблему с комплектованием, обновлением книжного фонда. Необходимо обратить внимание на более качественную рекламу библиотечных услуг, работы клубов, на более качественное наполнение сайта.


18-08-2020 Куксова Т. В. , зав. методическо - библиографической работы    Новости   Методисту   Библиотечное дело области