Новости
"К тебе моё сердце по-прежнему просится..."
Деревня Ивановка Сукманвского сельсовета, где я родился и рос, живет по соседству с селом Шпикулово. Деревни-соседи – они как родственники. Начинаешь вспоминать родословную деревенских семей, и выясняется, что у жителей в соседней деревне проживает много родственников близких или далеких.
О таких деревушках - соседях шла речь на вечер-встрече «Дорогами малой родины», которую организовали работники культуры села Шпикулово.
Около 70 лет назад в Шпикуловский сельсовет входило 27 деревень, а на сегодня осталось 15. В здании Шпикуловского Дома культуры в сельской библиотеке собрались старожилы тех маленьких деревень и поселков, которых давно нет на карте Тамбовской области: Красный Куст, Бурьяновка, Березовка, Ивановка (Матвеевка), Зеленый Луг, Сурин, Клиновая (Страхово) и др. Признаюсь, был приятно удивлен, когда поступило предложение приехать на встречу. А объяснялось это просто: работники библиотеки узнали из моих публикаций, что мои бабушка и мама родом из деревни Красный Куст, и я к ней тоже имею определенное отношение.
Среди присутствующих на встрече чувствовалось некоторое волнение, которое скрывалось за шутливыми обращениями друг к другу. Да это было и понятно: сегодня мы встретились с детством, юностью и жизнью в милых и родных деревеньках, исчезнувших не по нашей воле. Сказывалось и присутствие работников телекомпании «Новый век – Жердевка», которые брали интервью у уроженцев деревень. Но ведущие встречи работники Шпикуловской сельской библиотеки Бакутина Юлия Ивановна и Смолина Людмила Анатольевна непринужденно и по-простому задавали вопросы людям, тем самым предлагая принять участия в воспоминаниях. И люди раскрывались. Рассказывали то, что помнили, через что прошли. Возраст присутствовавших был разный. Кому- то за 80 лет, другим за 50, 60 и 70 лет. Самыми молоденькими были ученики Шпикуловской средней школы, бабушки и дедушки которых выходцы из этих деревень.
В силу возрастных воспоминаний рассказы были разные. Но все они сводились к одному: жизнь в родных деревнях была радостная, веселая и счастливая. В семи исчезнувших деревеньках были школы четырехлетнего, а в Сергиевской семилетнего образования. В колхозах люди занимались полеводством, овцеводством, птицеводством, животноводством и пчеловодством. В каждой деревне была конюшня.
С любовью вспоминает свою деревеньку Бурьяновку Зинаида Васильевна Ломакина (Димитрова). Люди в этой деревеньке были хорошие. Трудились в колхозе « Завет Ильича», женщины по вечерам вязали носки и платки. Домов было 30, в два порядка. Школа-четырехлетка рядом в д. Страхово. «Жили плохо, бедно, но весело!» - такими словами закончила свои воспоминания Зинаида Васильевна.
Деревня Березовка стояла в 5 км от с. Шпикулово. Березовка – малая родина Родионовой Галины Николаевны. И пусть давно уже нет этой деревни, но место, где она стояла, так и называется в народе Березовкой. Улица деревни стояла буквой «П». В середине улицы был небольшой пруд. Всего домовладений было 24. Колхоз имел звучное название «Большевик». Достопримечательностью была Березовская начальная школа, в нее ходили дети и из соседних деревень Березовки и Лебедевки. В настоящее время на месте деревни осталась одна березка и несколько яблонь.
Александра Григорьевна Стяжина (Семенова) красочно описывает природу родного поселка Зеленый луг. Рассказывает о речке, в которой в изобилии водилась рыба и раки. Ведрами ловили их в чистых озерах, а потом варили в чугунке на костре. Прекрасная была еда! В поселке было где трудится людям: фермы коров и свиней, овчарня. Функционировала колхозная баня. Поселок входил в состав колхоза им. 18-го Партсъезда.
В этот колхоз входил и Сурин поселок, который находился на слиянии двух речек - Сухой Карачан и Мокрый Карачан. Заливные луга с духмяной травой, озера окружали поселок. На поле выращивали арбузы, дыни, овощи, была своя пасека. Председателем колхоза был Качкин Никита Дмитриевич. Его сын, Владимир Никитич, поведал всем, как жилось в колхозе: деньги за работу не платили, была натуральная оплата труда. Чтобы заработать женщине 300 граммов хлеба, ей надо было выработать 0,5 трудодня. За месяц обязательными были нормы: для мужчин 180-220 трудодней, для женщин- 150. Лесов вокруг не было, и топили русские печи кизяками, а золу вносили на поля для удобрения. Снимали урожай зерновых по 7-8 центнеров с гектара, а 10-12 центнеров уже было выше крыши! Люди трудились хорошо. Не было ни бездельников, ни тунеядцев. После праведных трудов находилось место и отдыху. Люди умели красиво петь и плясать.
Мария Антоновна Буянова (Севрюкова) родилась в поселке Доброе Начало. Это место в пошлом - барская усадьба Охлябининых. В советское время здесь был организован колхоз «Доброе Начало». В поселке работала школа-четырехлетка, магазин, приезжала кинопередвижка, для показа фильмов жителям. За деревьями бывшего барского парка следил лесник. Вырубка в парке была запрещена. На День молодежи в это красивое место съезжались молодые люди со всего района. Здесь проводились слеты районного масштаба. В летний период работал пионерский лагерь Шпикуловской средней школы. В поселке люди жили очень дружно и весело.
Людмила Анатольевна Курясева (Бабаева) родилась в д. Ивановке (Матвеевка), а детство и юность ее прошли в 2-ой Сергеевке ( Петуховке). В Матвеевке, она помнит прекрасный пруд посередине двух порядков. Колхоз назывался «3-й решающий год пятилетки». В колхозе была одна машина, а вся техника находилась в Петуховке, куда ездили работать и жители Матвеевки. Но в тоже время в Матвеевке были конюшня, кузница, птицеферма.
Валентина Александровна Трофимова (Бабаева) с гордостью вспоминает о своей 2-ой Сергеевке. В деревне было 70 домов, жителей- 300 человек. Школа была четырехлетняя, а потом открыли семилетку. Имелись детский сад, медпункт, клуб, библиотека, магазин. Люди трудились на свиноферме, овцеферме, молочно-товарной ферме. Работы было много, все были заняты, порой не хватало рук. Четверо жителей д. Петуховки за свой труд награждены правительственными наградами – орденами и медалями Советского Союза. Для молодежи были открыты дороги для получения бесплатного образования. Многие поступали в техникумы и вузы. Достаток жителей был ощутимым. Люди в конце 60-х и начале 70-х получали высокую зарплату. Практически в каждом доме было по два мотоцикла. Для сравнения – в моей Ивановке на все село было шесть мотоциклов. Праздниками в деревне считались выборы и футбол с участием петуховской команды, которая радовала жителей своей игрой каждую субботу и воскресенье. Вся деревня выходила смотреть игру. В 1970 году школу закрыли и люди стали постепенно уезжать из деревни. В настоящее время здесь одиноко стоит пустой дом Курясевых.
Клавдия Ивановна Быкова (Буянова) из деревни Красный Куст с болью поделилась об отце Буянове Николае Тимофеевиче, который ушел в декабре 1942 года на войну и не вернулся, а она его не помнит, так как родилась в год его мобилизации на войну. В семье, кроме неё, осталось ещё четверо детей. Жили тяжело. Но при этих словах Клавдия Николаевна предложила не вспоминать о тяжелом времени, его прошло и ее старшее поколение. Повествовала далее, что училась в Подарковской четырехлетней школе , которая находилась напротив ее дома. В деревню раз в неделю приезжала кинопередвижка. Прямо на улице устанавливался экран и работала киноустановка. Люди рассаживались на стульях, на земле. Первый фильм, который увидела, имел название «Дело было в Пенькове». Молодежь вечерами собиралась на «пятачке»: пели песни, плясали под гармошку. Было весело!
Клавдия Ивановна отметила, что люди в д. Красный Куст добрые и приветливые. Трудились в колхозе «Подарок 2-ой пятилетки». В этом хозяйстве был зерноток, свой маленький элеватор, лошади, телята. Между тракторным табором и деревней находились болота с теплой водой, в которых кишели головастики и ребятня. В этих болотах росла изумительный мох, который являлся отличным материалом для конопатки швов при строительстве деревянных домов. Со всего района приезжали за мохом, даже очередь образовывалась. Позади табора находилась глубокая яма, в которой маленькая Клава, чуть было не утонула. Водоем этот образовался на месте добычи глины, обладающей вязкими свойствами. Её добывали, везли в соседнюю д. Осиновку, и там из неё делали саманы ( радоначальники современных блоков). Эти саманы применялись при строительстве сараев, хозяйственных помещений и домов.
С 1966 года люди из деревни стали разъезжаться. Последний дом сгорел в 1971 году. Из реестра населенных пунктов Тамбовской области деревня Красный Куст исключена в 1975 году.
Очень по доброму, трогательно о д. Красный Куст, о семействе Буянова Ф.Н. рассказала Кочетова Таисия Васильевна. Она родилась в д. Семеновка Александровского сельсовета. Училась в Шпикуловской средней школе, поэтому ей приходилось на велосипеде доезжать до Красинки (народное название д. Красный Куст), а в случае дождя, пешком идти в Шпикулово. Частенько останавливалась у Буяновых. И не было случая, чтобы ей не предложили попить чай и молоко, покушать. Отметила доброту не только старших, Федора Николаевича и Ольги Ивановны, но и их детей- Таисии и Зинаиды Буяновых . Вот также и меня, автора этих строк, привечали в этом доме. Цену голода это большое семейство познала с лихвой, когда Федор Николаевич был на фронте. Поэтому к людям они относились по-человечески.
Было неожиданным услышать от Таисии Васильевны о том, что в хозяйстве д. Красный Куст была овцеферма. Красинцы как-то об этом подзабыли. Отметила Таисия Васильевна и чистоплотность жителей деревни. У каждого дома всегда было убрано, а особенно в праздничные дни, побелено, вывешены чистые шторы.
Теплые слова в адрес семейства Буяновых сказал и Астахов Николай Александрович. Его бабушка, Соломонида, и моя бабушка Наташа - сестры, а Федор Николаевич Буянов им родной брат. Отец Николая, Александр Семенович, родился в д. Красный Куст и они часто бывали здесь, где их гостеприимно принимали.
Затаив дыхание, я слушал истории исчезнувших деревень. Старался быть спокойным, но не удавалось. Главным богатством всех историй были люди, их отчий дом.
Вспомнил я свою бабушку, Буянову Наталью Николаевну, которая привечала, воспитывала нас, внучат. Для нас бабушкин дом в д. Красный Куст, был второй малой родиной. Сюда мы рвались в зимние и летние каникулы. Бабушка называла нас сыновьями и дочкой. Дрожала над нами, когда кто-то из нас заболевал. Укладывала спать на большую пуховую перину с огромными пуховыми подушками. А мы старались перебраться на печку, там было интереснее. Там были холщевые мешочки с жаренными семечками. На этой печи мы спали в зимнее время. Печь топилась кизяками. К утру печь остывала. Становилось прохладно. Носовые пазухи были черными от горения кизяков, точнее - от дыма.
Кизяки мы с бабушкой изготавливали сами. Брали с табора конский навоз, собирали коровьи «лепешки», потом это перемешивали с соломой или с сухим сеном. Месили ногами. Полученную массу закладывали в деревянные формы. Через некоторое время вынимали брикеты и раскладывали елочкой для просушки. Современная молодежь, услышав про это, брезгливо отвернется. Но в наше время вот так это было.
Бабуля наша была чистюлей. В избе всегда пахло травами. Пол выскоблен добела. Земляной пол в сенях чисто подметен и устлан травой, специально заготовленным в летнее время сеном. Кастрюли, сковородки были начищены до блеска. Жарила изумительную картошку и рыбу с луком, запах которых чувствую до сих пор. Невероятного вкуса пекла блины.
Дом бабушки неказист: низенький, покрыт соломой. Перед домом расстилался зеленый ковер мурыжника, на котором мы валялись и играли. За домом росли три вишенки и одна яблонька.
Приезжали мы с братом в этот дом всегда неожиданно, чем очень радовали бабушку. Уходя на работу, оставляла на крылечке меня, и я сидел и ждал ее. Бабушки наши с граблями, вилами и тяпками, в белых платочках шли в поле или на табор. Мужиков было мало. Многие не вернулись с войны, а кто пришел имел ранения. И пришлось нашим бабушкам за погибших мужей, за инвалидов вкалывать, не пришлось вздохнуть облегченно.
Мой дедушка, Буянов Иван Федорович, не вернулся с войны. Остался там же и Буянов Николай Тимофеевич, отец Клавдии Николаевны Быковой. Погиб муж соседки тети Тани Буяновой ( Степкиной). Замуж эти женщины больше не выходили. У тети Тани детей не было. Эту боль она прикрывала показушной грубостью. Бывало, соберет она около себя меня, детей Волковых, и давай рассказывать различные истории и прибаутки, сдабривая их острыми словечками. Нам было интересно и весело от ее слов. А после этого приглашала за стол на чай с пышками. Нам было хорошо, и казалось, что так и должно быть. Только потом, повзрослев, до нас дошло, что, не испытав материнства, тетя Таня свою любовь отдавала нам, детям.
Еще одними соседями бабушки были Волковы, а через дом- наши родственники Буяновы. У тех и у других были дети, мои ровесники. Мы вместе проводили время, играли. Верховодили нами Буянова Зинаида и Волкова Таисия. Они изображали медицинских сестер и санитарок. Для этого пошили сумки с красными крестиками. А мы с Колей Волковым были ранеными солдатами. На носилках нас таскали и «поили», и «лечили».
Эта же компания работала на току. Вспоминаются два сезона, когда Федор Николаевич Буянов попросил подбирать зерно в бурты и просеивать зерно от земли. За эту работу мы потом получили денежки и с гордостью покупали леденцы и конфеты в автолавке.
Электроснабжения на таборе и току не было. Ленточный транспортер и сеялка приводились в движение парой лошадей, которые ходили по кругу и вращали колесо, а та входило в зацепление с механизмом привода. Транспортер устанавливался в галерее. Через нее на транспорте просеянное зерно подавалось в деревянные бункера-накопители, где оно сушилось, откуда через шиберы загружалось в машины и отправлялось на элеватор.
Деревня Красный Куст была образована в 1862 году, в этом году ей исполнилось 156 лет. В архивных данных указано, что название деревня получила по цвету кустарника, растущего в рощице. Кустарники с горяще-красными листьями мы встречали на болоте. Домиков было 25. Колхоз носил название « Подарок 2-ой пятилетки» Председателями колхоза были - Рясков И.И., Буянов Ф.Н. В 1963 году колхоз был реорганизован. Деревня вошла в состав совхоза « Шпикуловский»
В ходе программы вечера-встречи «Дорогами малой родины» очень удачны были сценки с участием директора сельского Дома культуры Никитиной Галины Ивановны. То, что работники библиотеки и ДК приобщают детей к истории края, это очень важно. Значит, не вырастут Иванами, не помнящими родства. Показателен в этом пример ученицы 9 класса Уксовой Алины. Она попросила своего дедушку свозить на место его малой родины – в д. Бурьяновку. Девочка хочет знать свои корни. А мы, умные дяди и тети, вечно занятые, не можем порой пойти навстречу младшему поколению, рассказать о прошлом, о своих родных. Слушая выступление Алины, вспомнил своих внучат.
Дело было четыре года назад на месте бывшей деревни Красный Куст. Я приехал в очередной раз сюда. Прозвучал вопрос старшенькой: « Дедушка, а почему не указано, что тут деревня Красный Куст? Вот в селе бабушки указано « Ивановка». Я начал объяснять ребенку, что там , где проживают люди, устанавливается табличка названия населенного пункта-села или деревни, а где не проживают люди, такие таблички не устанавливаются. А сам поймал себя на мысли: « А почему на автостраде стоит указатель « 2-я Сергеевка», а там давно никто не живет? И как -то стало не по себе от этой мысли. Что-то защемило в груди, когда здесь же увидел горы песка и торчащую трубу из-под земли. Идут разговоры о строительстве в районе бывшей деревни Красный Куст то ли крематория для животных, то ли свинокомплекса, или того и другого вместе взятых. Найдется кто-то, кто скажет; « Вот умник нашелся, что же на местах бывших деревень ничего не строить?!» Так- то оно так. Только мне и другим от этого не легче. Во-первых, никто в районе не удосужился объяснить, что же на этом месте будут строить, какова площадь строительства. Ну и, во-вторых, найдется ли тот красинский житель, пусть и бывший, кому понравится свинарник разводить здесь?! Ведь это малая родина наших бабушек и дедушек, родителей, наша!
С грустными мыслями я вернулся тогда в Ивановку. Взяли мы с внучкой Ритой фанерный лист, вырезали табличку и Рита написала « Здесь была деревня Красный куст». Установили ее на пасынке телефонного столба, который стоит теперь напротив бабушкиного дома. А в прошлом году мы поменяли табличку на более прочный материал. Пусть каждый проезжающий знает, что здесь была деревня, и он въехал на ее территорию. Может быть, добрый человек поклониться этому месту.
Привел я примеры Алины Уксовой и моей внучки для того, чтобы показать, что дети сами просят приобщать их к истории края, предков. Наши дети неплохие. Это мы что-то стали подзабывать рассказывать им, что их интересует. Проведённое мероприятие памяти исчезнувших деревень как раз и дополняет пробелы в знании о родном крае, воспитывает у молодежи любовь к малой родине, к патриотизму. Устроители данного мероприятия заслуживают слов благодарности.
25-07-2018 Богданов Н. Н., уроженец села Ивановка Жердевского района Краеведение Проекты