Рубрики

Свиньино

Село Свиньино расположено на территории Пичаевского района Тамбовской области. Относится оно к Пичаевскому сельскому совету и находится южнее с. Пичаево, в 2 км. от него. Недалеко протекает р.Кашма, которая окружает село с двух сторон. Раньше это была глубокая река. Теперь же она обмелела, берега заросли вётлами. Из-за нависших над водой деревьев, вода не прогревается. Через речку проложен мост, который соединяет с. Свиньино и с. Пичаево. Соседние сёла – с. Канищево, с. Васильево. Население села – небольшое, всего 224 человека. Село находится в зоне с умеренным континентальным климатом. Средняя температура июля +15,5*С, января - -11*С. Осадков выпадает от 475 до 500 мм. Продолжительность вегетационного периода от 179 до 182 дней. На территории села, как и района, преобладают выщелочные чернозёмы, а также лугово-чернозёмные почвы. Основные породы деревьев, растущих на территории села – береза, осина, тополь, сирень. Географическое положение села благоприятно для развития хозяйственной деятельности. Сеть автомобильных дорог позволяет поддерживать постоянную автомобильную связь села с гг. Тамбов, Моршанск и населёнными пунктами района. Точную дату основания села Свиньино назвать нельзя – никаких архивных документов о возникновении села нет. После крестьянской войны под предводительством Степана Разина царское правительство усилило крепостническую политику на южных окраинах с целью укрепить власть, создать здесь надежную опору в лице помещиков. Не встречая препятствий, феодалы устремились в Тамбовский край, расхищая плодородные земли, переселяя сюда своих крепостных из других уездов. В документах первой ревизской сказки 1719 г. Свиньино называется «Сельцом Покровским, Свиньино тож». Оно основано в I десятилетии XVIII века. Сюда переселил свою дворовую прислугу и крепостных крестьян помещик Степан Парфёнович Свиньин. Среди жителей села ходит легенда о том, что владелец села барин Покровский проиграл в карты поместье вместе с крестьянами помещику С.П.Свиньину. По фамилии владельца и было названо село. (Уже в наше время, т.е. в 90 годы ХХ века, была попытка переименовать село в с. Подгорное, но название это не прижилось.) Помещик, вероятно, был не богат, что подтверждается количеством крепостных. Всего в селе числилось 19 домов: 1 – помещика, 15 – крестьянских, 3 – бобыльских. В числе первых жителей были Севостьян Мартынов, Петр Трифонов, Иван Патрикеев, Федор Афанасьев. В «Экономических примечаниях Моршанского уезда» конца XVIII в. Записано, что в селе уже 559 человек.  Чтобы лучше представить себе крестьянский быт деревни, надо посмотреть на него в зимнее время года, в сильные крещенские морозы, когда все попрятались по избам, до крыш, засыпанных снегом. Повседневная одежда крестьян: шуба из овчины, пиджак, чуйка, на ногах заскорузлые сапоги, лапти или валенки, редко ботинки. А летом почти все ходили босиком. Нижнее бельё, рубашки, штаны шились из холстины, которая изготавливалась самими крестьянами из волокон конопли. Дети до 6 лет ходили в длинных рубахах без штанов. У крестьян нашего села были свои традиции, обычаи, обряды, свои песни, манера их исполнения. Даже вероисповедание рядом расположенных сел иногда было различным. Это объясняется тем, что переселенцы были из разных регионов страны. «Добрую» часть избы занимала русская печь, которая служила не только для обогрева, но и для приготовления пищи. В большинстве своём, крестьянские избы (особенно зимой, когда начинался отёл коров, окот овец, опорос свиней), становились грязными, вонючими и душными, так как молодых животных из-за сильных морозов приходилось содержать в избах. У многих водились тараканы, клопы, вши, летом роями летали мухи. Бани в селе не было, крестьяне мылись дома, чаще в корытах, в которых женщины стирали бельё. Жители привыкли к таким условиям: других они не знали. Немногие жили в лучших санитарных условиях. Почти в каждой избе висела люльке для младенцев, была самопрялка или донце, на которой по зимним вечерам пряли пряжу. Во многих семьях спали вповалку, на нарах, на полу, на печке, редко кто спал на кроватях. Накрывались одеялами, сшитыми из лоскутов (лоскутными одеялами), шубами, всем тем, что годилось для этого. Проснувшись, умывались водой из кружки над лоханью, стоявшей в углу избы, в которой в течение суток собирались помои. Женщины приступали к растапливанию печей, обычно с соломой и навозом, мужчины шли «убирать» скотину. После этого все садились завтракать. Перед каждым приёмом пищи и после него молились Богу перед иконами, висевшими в углу избы. Ели из деревянных, позже - металлических чашек, деревянными ложками. Мнение главы семьи было непререкаемо, неоспоримо.  В каждой семье отмечались праздники: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха и другие. Посты строго соблюдались: только больным разрешалось давать молоко. Во время поста питались квасом, постными щами, ели картофель, пшенную кашу. Хлеб был только чёрный.  Перед праздником женщины почти не спали ночь. Рано затапливалась печь, готовились праздничные блюда: варилась солонина, пеклись блинчики, кашники. В это время из-за печной заслонки сладко пахло щами, мясом, лавровым листом.  В зимнее время года крестьяне часто ходили друг к другу «погреться», посидеть, побеседовать. У молодёжи эта традиция называлась «посиделками». Когда кто-либо оказывался в беде, помогали «всем миром». В основном, крестьянские избы были крыты соломой. Иногда кормов скоту не хватало – тогда раскрывали крышу и этой соломой кормили скот до весны. Таким было крестьянство с. Свиньино, да и других окрестных сёл, до Октябрьской революции и в ближайшие годы после неё. Советская власть пришла в село Свиньино в 1918 году. Был создан комитет бедноты. Кто был первым председателем комбеда – теперь уже никто не помнит. Комитет начал проводить в жизнь декрет о национализации помещичьей земли, вызвав этим недовольство зажиточной части населения села. По утверждению местных старожилов не обошло с. Свиньино и восстание крестьян 1920-21гг., так называемая - «антоновщина». Но в чём это выражалось и как происходило – никто не помнит. В 20-х годах XX столетия в с. Свиньно насчитывалось около 200 домовладений. Почти в каждой семье проживало 6-7 и более человек. Видело село и раскулачивание и ссылки на Соловки.  Все «общественные» постройки располагались в центре села. Если въехать в село со стороны с. Васильево, то они располагались таким образом: здание магазина, длинный деревянный амбар для хранения зерна, деревянное здание церкви, деревянное одноэтажное здание школы, приспособленное деревянное здание клуба.  Церковь, построена в 1775г. и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Здание было обнесено железной оградой, вмонтированную в столбы, выложенные из кирпича. Праздник Покрова до сих пор в селе считается престольным. Ещё в 1932 году церковь была действующей и в ней совершались богослужения и таинства крещения. В церкви крестили Чернышову (Сарычеву) Елизавету Сергеевну, родившуюся в 1932 году. В это время псаломщиком служил Протопопов Василий Фёдорович – 1886 г.р., уроженец с.Кузьминка Лебедянского района Липецкой области. В 1932 году он был арестован. Постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 31 августа 1932 года приговорён по ст. 58-10 УК РСФСР к 3 годам концлагеря.  По словам старожилов «убранство церкви было очень красивым: всё блестело, как в Троицкой церкви с. Пичаево». После того, как церковь закрыли, скорее всего, это произошло в 1935- 37гг., всю утварь и иконы разграбили, а само здание приспособили под зерносклад. Жители рассказывают о том, что по некоторым иконам, перевернув их тыльной стороной, ходили во время сортировки зерна. Позже здание стало пустовать и здесь начали собираться дети для игр «в войну». Весной около здания быстро таял снег, появлялись проталины и просыхала земля. Тогда ребятишки начинали игры в лапту, кругозайцы, чижика. Летом 1978 года произошел пожар, здание церкви загорелось, но пламя удалось потушить, а в 1984 году при повторном пожаре сухое здание вспыхнуло, как спичка и сгорело дотла. Напоминает жителям о постройке только сохранившийся фундамент, но и он постепенно разрушается. Была ли школа в селе, находившаяся левее входа в церковь, церковно-приходской или её открыла земская управа, сказать никто не может, но по словам старейших жителей села «она была очень красиво разукрашена, особенно выделялись резные наличники». В 1977 году школа была ещё действующей. Здесь дети получали начальное образование с 1 по 4 класс, позднее с 1 по 3класс, а уже в 5 классах учились в Пичаевской средней школе. Среди учителей, работавших в школе, жители вспомнили Наталью Фроловну, Кособрюхова Александра Ивановича. Перед закрытием школы учителями работали: Пашина Мария Григорьевна, Панкратова Александра Ивановна, Иванова Мария Назаровна. Здание состояло из 2-х комнат, в каждой из которых занимались дети 2 классов. Имелся сарай: в нём хранились дрова и уголь. В школе было печное отопление, но к началу занятий в классных комнатах было уже тепло. Истопником и техничкой до середины 60-х годов в школе работала Пешехонова Наталья Павловна, позднее – Королева Мария Ивановна. Постройка была огорожена деревянной оградой. Позднее здание школы разобрали. Одноэтажное деревянное здание клуба расположилось левее школы. Было оно приспособленным для этих целей. В конце 20-х начале 30-х годов ХХ века в нём размещались детские ясли, которые посещали до 30 детей. Воспитателем в это время была Анастасия Ивановна. В здании клуба, так же, как и в школе, было печное отопление. В комнате стояла большая железная печь (в диаметре около 1 метра), висел экран для показа фильмов, стояли деревянные лавки и столы. Главной и единственной достопримечательностью был телефон, покрутив ручку которого, можно было позвонить в район. Вдоль задней стены стояло 1-2 старых шкафа с книгами. Клубом заведовал Чернышов Пимен Петрович, Федотов Сергей Зиновьевич, а позднее – Чалышева Анна Петровна. Сзади клуба располагалась площадка, с натянутой сеткой для игры в волейбол. Здание сгорело. Осталась от него небольшая возвышенность, заросшая канадской лебедой. Вправо от церкви, в метрах 100 или чуть больше, стоял деревянный амбар. Это строение 25-30 метровой длины, разделённое на 3 отсека: в 2-х – хранилось зерно, а 3-ий был отдан под хозяйственные нужды магазина. Вероятно, амбар был построен в годы коллективизации. В конце 60-х годов ХХ века он был ещё цел, позже, так же как и школа разобран и увезён. Правее этого амбара, стояло здание магазина, крытое железом. По тому времени его можно было назвать универмагом – продавалось всё: продукты питания, утварь для хозяйства, посуда, одежда. В конце 70-х начале 80-х годов прошлого столетия и заведующей и продавцом в магазине работала Богатова Мария Федоровна, затем Сарычева Наталья Пименовна, а в последнее время перед пожаром - Гусева Любовь Ивановна. Магазин сгорел, как и школа, и церковь, в 1978 году. Напротив магазина через дорогу в землю была вкопана железная бочка, ёмкостью 1500-2000 литров. В ней хранился керосин, привозимый в бензовозе. По средам жители села с бидонами шли к бочке, чтобы купить керосин для своих нужд. Черпали его ведром через горловину, так как горловина была широкой. После продажи крышку бочки закрывали на большой висячий замок.  До сих пор в селе сохранились так называемые «рытвины». Они наполнялись водой в половодье и служили для тушения пожаров. За ними, так же, как и за колодцами, ухаживали: чистили от грязи, углубляли. Рядом с той, что находится на ул. Юбилейной (напротив дома № 17) стоял пожарный сарай, в котором находился противопожарный инвентарь: багры, крюки, топоры и др. Были 2 лошади и телеги, для подвоза воды. За всем этим хозяйством следили 2 колхозника-пожарника. Из этой «рытвины» не разрешали даже поить, проезжающим через село, лошадей. Глубина её была такой, что лошади могли только переплывать.  Воду для питья и с/х нужд брали из колодцев, которые были расположены по всему селу, но больше славился так называемый «Мирской колодец», который располагался напротив дома Пешехонова Ивана Филипповича (теперь дом №25 Горевой Раисы Михайловны по ул. Юбилейной). Здесь останавливались проезжающие через село, жители близлежащих сёл, (так как раньше дорога пролегала по селу), чтобы попить, напоить лошадей. Вода в этом колодце была прозрачная, как хрусталь, очень вкусная, при питье её – от холода сводило зубы. Теперь этого колодца, как и всех остальных, нет. После Великой Отечественной войны в 1945году центр села, где располагались здания клуба, школы, церкви и амбара, был обнесен колючей проволокой. Со стороны домов было отступлено метров по 10.За колючей проволокой, в перечисленных зданиях располагались военнопленные евреи, латыши, французы. Было их около 800 человек. Среди них было много больных и раненных. Они работали, кто мог, на полях. За то время, что находились они в селе, многие умирали. Здесь же в лагере копали могилы и зарывали тела. Лагерь с пленными просуществовал не долго, затем их перевели. Когда точно завершилась коллективизация в селе – неизвестно, но в конце 20-х начале 30-х годов с. Пичаево и с. Свиньино относились к одному сельскому совету, также, как и сейчас. Поэтому было образовано 5 сельхозартелей: «Объединённый пахарь» - с .Свиньино (пред. Клемешов Алексей Михайлович), «8 марта» - (пред. Сусойкин М.В.), «Луч социализма» - (пред. Дятлов И.С.), «Красный огородник» - (пред. Медведев А.К.), «Трудовой пахарь» - (пред. Чупахин). В это время в колхозе с.Свиньино было: 2 трактора - скорее всего «фордзон» и лёгкий колёсный, молотилка, 2 сортировки. Эти мелкие артели существовали до 1950 года. В 1950 году 4 ноября на собрании было решено укрупнить артели: из 5-ти маленьких был образован 1 крупный колхоз им. Жданова. Председателем был избран Панов Анатолий Васильевич. Здание правления колхоза располагалось приблизительно там, где сейчас на ул. Юбилейной построен дом Сарычева Александра Семёновича – дом № 20. Позже правление колхоза перевели в с.Пичаево. За селом, там, где сейчас находится водонапорная башня, была ветряная мельница. Тут же разместили молочно-товарную, свиноводческую, овцеводческую фермы. Тут же была и конеферма. Поголовье в них было небольшое. Постепенно колхоз окреп, поголовье увеличивалось. Для КРС были построены коровники в 1964 году. Они были построены на месте бывшей усадьбы барина С.П.Свиньина, которая называлась «Попова лука». В настоящее время здесь находится ООО «Веста». В сторону СХТ были разбиты большие сады: «Верхний» и «Нижний». В «Нижнем саду» разместилась пасека. Помогали вести работу с пчёлами жительницы с.Свиньино – Зобова Ксения Кузьминична и Сарычева Мария Сергеевна. Свиноводческая ферма была переведена в с. Пичаево. Колхоз им. Жданова просуществовал до 1983 года. В 1983 году он был преобразован в Райспецхозобъединение, а в 1989 году стал «Маяком». В 1992 г. был переименован в СХПК «Маяк», в 1997г. – ОАЗТ «Маяк», в 2007г. – «Маяк» был ликвидирован. В разные годы были и разные председатели колхоза: Чернышов Сергей Иванович, Чалышев Николай Фёдорович, Губанов Владимир Николаевич, Пешехонов Николай Александрович, Криворотов Виктор Сергеевич, и др. Старожилы насчитали 13 председателей колхоза.  В 1954 году в с. Свиньино был очень сильный пожар. Во время него поднялся сильный ветер, пламя распространялось очень быстро: избы, крытые соломой, вспыхивали одна за другой. Выгорело почти половина дворов села: полностью сгорели постройки улицы, которая теперь называется Заречной; до середины сгорели ул. Центральная (до дома Пешехонова Ивана Гавриловича – теперь дом его дочери – Чуевой Галины Ивановны) и ул. Юбилейная (до дома № 24 – Пешехонова Ивана Родионовича – теперь дом сына – Пешехонова Николая Ивановича). Жители села остались без крыш над головой. У многих в огне погибло всё. По ходатайству председателя колхоза А.В.Панова, в лесничестве были выделены срубы для погорельцев. Был выделен и шифер для того, чтобы покрыть крыши домов. Эта же улица горела и второй раз – в1969 году, но ущерб был нанесён значительно меньше. Сгорело около 10 домов.  Не остались в стороне жители с. Свиньино и во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Практически не было ни одного дома, из которого не были призваны на фронт мужчины. Кто-то вернулся домой, имея за плечами награды и раны, кто-то пропал без вести, кто-то отдал свою жизнь на поле боя. Среди женщин, призванных Пичаевским райвоенкоматом, была наша односельчанка Сарычева Татьяна Сергеевна -1923 г.р., ушедшая на фронт в 1942 г., вернувшаяся с войны в1945 г. Умерла Т.С.Сарычева в 1994 году. «Вернулись с Победой» - называется Памятная книга, в которой напечатаны имена и наших односельчан, вернувшихся с полей сражений; а в 7 томе «Книги Памяти» напечатаны имена и фамилии тех участником Великой Отечественной войны, которые пропали без вести или отдали свою жизнь, защищая свою Родину. Мужчины воевали, защищая свою Родину, а женщины и дети трудились, не покладая рук, на полях и фермах колхоза. За руль трактора и штурвал комбайна сели юноши и девушки. Они заменили своих отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Многие работы выполнялись вручную. За годы войны жителями села в фонд Красной Армии была сдана не одна тонна хлеба. Поддержали жители села и почин сбора средств на танковую колонну «Тамбовский колхозник».  Большие трудности преодолели колхозники села и в послевоенные годы. В 1946 году в районе была жестокая засуха. С 1946-1948 годы «голодные годы», но правительство оказало большую помощь тамбовским крестьянам и уже в последующие годы, благодаря упорному труду хлеборобов, были достигнуты первые успехи. За свой нелёгкий труд колхозника некоторые жители имеют награды: медали, грамоты, звание «Ветеран труда». Есть орденоносцы: Сарычева Александра Сергеевна – орден «Знак почета», орден «Трудового Красного Знамени», многочисленные медали и грамоты; Чернышова Елизавета Сергеевна – орден «Знак почета», медали и грамоты; Чернышова Лидия Александровна – орден «Трудового Красного Знамени», медали и грамоты.

В 1947-48гг. с. Свиньино было электрифицировано, а позже - в село пришло радио.

В 2005 году в село пришло голубое топливо – почти все домовладения были газифицированы.

По двум улицам села (Центральной и Юбилейной) в 2013 году был положен асфальт.

В 1966 - 67гг. по селу был проложен водопровод, который заменили на новый в 2013 году, так как старый пришёл в негодность. Были заменены на новые уличные колонки.

Через речку Кашму в 1996 построен новый бетонный мост.

У многих жителей села имеются легковые автомобили. В домах – все удобства.

Стали переезжать жители из других сёл района.

В 2010 году в с. Свиньино появились переселенцы из Средней Азии.

 

Составители: Зав. Филиалом Детская библиотека - Евтеева Светлана Ивановна, библиотекарь Пешехонова Людмила Алексеевна.

Жители села: Сарычева Александра Сергеевна, Королева Мария Федоровна, Чернышова Елизавета Сергеевна, Треболина Римма Сергеевна.

 

 

 

 

 


07-08-2017    Краеведение