Рубрики

Всё дело в шляпе

Само название «Всё дело в шляпе!» говорит само за себя. Речь, конечно же, пойдёт о шляпах и головных уборах. Если заглянуть в толковый словарь В. Даля, то мы узнаем: «Шляпа – мужская головная покрышка, из твёрдого припаса: кожаная, бумажная, валяная, поярковая, соломенная и прочее, или женский головной убор». С древних времён головой убор наделяли магическими свойствами. Он символизировал символ власти, знатности или успеха. Например, в Египте головной убор носить мог только фараон. Полосатый «капюшон», на который надевалась тиара, назывался «плат». Ничего не напоминает? Сразу возникает ассоциация со славянским женским платком (откуда наши предки заимствовали это название женского головного убора из Египта ли?). Значение короны, венца известна издревле. Символом самодержавной власти в России была шапка Владимира Мономаха, которую царь Пётр I заменил императорской короной. К ней короне, близок по значению и брачный венец, который возлагают на голову при венчании в церкви. Конечно же, шляпа – не аналог короны, но её весьма близкая родственница. В античные времена «пилосы» (особая форма шляпы) у греков были привилегией только свободного человека. В Средние века ношение шляп было обязательным. Явиться на люди простоволосым, считалось позором (отсюда произошло русское выражение «опростоволоситься», то есть попасть в неловкое положение). В Западной ЕвропеXIV – XV веках вид головного убора указывал на род занятий носившего его человека: берет – носил врач; чёрную шапочку – учёный; ермолку – богослов; бобровую шапку – нотариус. Кстати, головные уборы Запада и Востока имели большое различие. В Азии использовали «чалму», длинна которой достигала 8 метров ткани. Её можно было использовать как пояс или стол (достархан), а в крайнем случае – саванн, в который заворачивали покойника. На Руси головным уборам придавали огромное значение.Мужчины дома носили «тафью»или «скуфью» (что –то подобие мусульманской тюбетейки).Уходя куда – нибудь поверх неё надевали колпак, а на него «горлатую» шапку (её шили из лисиц, соболей, куниц мех которых брали с горла). По этим шапкам можно было узнать знатного боярина, который шапку не снимал даже перед царём. Ещё разнообразнее были женские головные уборы (Западные модницы того времени позавидовали бы их числу и разнообразию). Такие как: косынки, платки, шали, чепцы, связки, венцы, сборники, кички, кокошники, налобники, осицы, сороки, назатыльники, крылышки и так можно перечислять до бесконечности. Причём у каждого такого убора было особое назначение, повод и способ ношения. Все эти и многие другие интересные факты из жизни головных уборах узнали отдыхающие в лагере дневного пребывания «Эльфы» дети в ходе состоявшейся беседы, проведённой заведующим Большеломовисским сельским филиалом Лаптевым Виктором Михайловичем. После беседы была проведена  между отдыхающими детьми блиц – игра. На ней в стихотворной форме ребятам заведующий загадывал загадки о головных уборах. Также дети объясняли, так как они понимают,значениерусских народных пословиц о головных уборах, которых великое множество (по Сеньке шапка, поспел к шапочному разбору, тяжела ты шапка Мономаха и т.д.). В литературном конкурсе о головных уборах ребята особенно отличились. Без особого труда отвечали на заданные вопросы. Ведь главные герои множества художественных произведений носили весьма оригинальные головные уборы. Проведённое заведующим филиалом интереснейшее мероприятие особенно понравилось детям. В ходе него они узнали много нового и интересного, а также смогли отдохнуть и проверить свои знания в ходе игры.

DSCF0098


30-06-2016    Новости