Рубрики

«Я с книгой открываю мир природы» - писатели - натуралисты - детям! - виртуальное путешествие.

 

                                                        Дорогие девочки и мальчики!

 Вопросы охраны природы и всего живущего на земле всегда   волновали самые прогрессивные умы человечества. Среди них   особое место занимают люди, не просто ставшие на охрану   животных, растений, птиц, рыб, посвятившие этому благому   делу всю свою жизнь, но и подарившие вам книги со своими   наблюдениями, впечатлениями о встречах с миром живой   природы. Таких писателей называют натуралистами.

Писатели — натуралисты знакомят вас с жизнью животного и растительного мира. Их произведения дают вам знания, учат наблюдательности. Авторы предоставляют вам уникальную возможность попасть в волшебный мир природы, попутешествовать вместе с ними по самым неизведанным уголкам Земли.

Среди таких писателей известны имена Игоря Ивановича Акимушкина, Константина Георгиевича Паустовского, Ивана Сергеевича Соколова — Микитова.

 Игорь Акимушкин - советский учёный-биолог, писатель, популяризатор биологии, автор   научно-популярных книг о жизни животных. Его 6-томник «Мир животных», написанный   в 70 годы 20 века, до сих пор пользуется спросом наравне с такими великими   популяризаторами науки, как Альфред Брэм и Джеральд Даррелл. За свою жизнь он   создал не мало книжек и книжки для вас, маленькие читатели. Среди них: «Жил-был   бобр», «Жил-был ёжик», «Кто без крыльев летает?» и т.п.

 

 Константин Паустовский — писатель, любящий природу во всех ее проявлениях.   Наверное, никто лучше него не описывал окружающую нас природу и животных.   Некоторые его рассказы обращены к вам, дети. Это рассказы и сказки «Заячьи   лапы», «Кот-ворюга», «Резиновая лодка», «Жильцы старого дома», «Старая   черепаха», «Стальное колечко», «Растрёпанный воробей», «Похождения жука-   носорога», «Тёплый хлеб» и др.

 

 Иван Соколов-Микитов - замечательный прозаик, автор трогательных миниатюр и   увлекательных рассказов, один из самых популярных писателей, посвятивших своё   творчество нашим «соседям по планете». За долгую жизнь он создал огромное   количество книг, в которых утверждал любовь к природе. Первое произведение для   детей, сказка «Соль земли», написана им ещё до революции. И первые его книги,   «Засупоня» (1918), «Кузовок» (1922), «Лесовое» (1924), также были сказками. Среди   самых знаменитых его книг: «Зеленый луг», «Рассказы охотника», «Листопадничек»,   «Дружба зверей», «Звуки земли», «Год в лесу».

Ребята! Истории, рассказанные этими писателями, отличаются редкостной наблюдательностью, вниманием к подробностям жизни животных, к таким деталям, которые позволят вам не только узнать много интересного, но и почувствовать уважение и сострадание к  обитателям нашей планеты.  Их творчество учит внимательно и бережно относиться даже  к самой малой птахе.

Дорогие наши маленькие друзья! Книги этих авторов имеются в фонде Ржаксинской детской библиотеки. Они ждут вас и уже сейчас готовы раскрыть перед вами свои волшебные страницы.

        

                                А сейчас предлагаем вашему вниманию вопросы викторины

                                                           «Природа вокруг нас».

                                               1. «Самый внимательный читатель».

1. Какого окраса был кот-ворюга?( К. Паустовский «Кот - ворюга»)

Черного

Рыжего

Серого

2. С помощью чего кота- ворюгу вытащили из-под дома?( К. Паустовский «Кот - ворюга»)

С помощью веревки

С помощью рыболовной сети

С помощью мешка

3. Как ребята подружились с котом - ворюгой?( К. Паустовский «Кот - ворюга»)

Он его приласкали

Они его подлечили

Они его как следует накормили

4. Как охотники называют зайчат, родившихся осенью? (И. Соколов-Микитов «Листопадничек»)

А) русачками                                                                                                   

Б) белянками

В) листопадничками

Г) осенничками

5. За какими птицами побежал Листопадничек в теплые страны? (И. Соколов-Микитов «Листопадничек»)

А) гусей

Б) журавлей

В) уток

Г) цаплю

6. Кем прослыл Листопадничек по всему лесу? (И. Соколов-Микитов «Листопадничек»)

А) другом бобров

Б) путешественником

В) храбрым и отчаянным

Г) хорошим пловцом

7. Кто подобрал воробья?(К. Паустовский «Растрепанный воробей»)

Милиционер

Доктор

Прохожий

8. Как автор называет маленьких ежат, которых мама закутывает в траву?

(И. Акимушкин «Жил-был ёжик».)

А) пакетики

Б) пузырики

В) коробочки

Г) шарики

 

                                                 2. «Угадай героя произведения».

                     (Вы по описанию должны узнать героя и назвать произведение.)

1.«Жила она в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Она была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства. Чтобы их не разворовали воробьи.»

2.«Он был тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. У него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.»

3.«Он жил за рекой, в большом лесу. Его шкура была вся в желтых сосновых иглах, в давленной бруснике и смоле. Глаза у него горели, как светляки – зеленые.»

4.«Он был маленький, с опаленными задними ногами и животом. Левое ухо у него было рваное.»

 

                                3.Из какого произведения строки и кто автор:

1. «Мы уверены были, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.»

 2. «Глухарь — самая большая, редкая птица в наших лесах.

 Летом скрываются они вместе с лосями в глухих чащобах, в моховых тёмных болотах.   За это некоторые деревенские охотники называют глухарей «мошниками».

 Не всякому удаётся увидеть зимой в лесу глухарей, услышать весною их удивительную   песню.»

3. «Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины.»

4. «Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед -— оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.»

5. «А императорские пингвины высиживают яйца, вернее, «выстаивают» — каждый держит на лапках по яйцу. Положить-то его некуда — кругом снег. Сверху яйцо прикрыто пуховым «одеялом» — складкой кожи на брюхе. Странные птицы — выводят птенцов не летом, а зимой. Пингвинихи снесут яйцо и отдают его на сохранение самцам.»

 

                                                                      4.«Эрудиты».

 

  1. У кого нос, как огурец?                     

  2. Кто птичьим молоком сыт?

  3. У какой птицы на крыльях когти?

  4. У какой птицы обезьяний хвост?

  5. У кого зубы в желудке?

      6. У кого дом из воздуха?


 

Ребята, желаю всем, кто будет читать книги Игоря Ивановича Акимушкина, Константина Георгиевича Паустовского, Ивана Сергеевича Соколова — Микитова, приятного погружения в мир природы.

Удачи вам в нахождении правильных ответов на вопросы викторины!


20-05-2020 Татьяна Артамонова - ведущий библиотекарь детской библиотеки - филиала.    Новости   Детская библиотека   Экология