Рубрики
Что предметы старины рассказать тебе должны
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
В последнее время все четче проявляется тенденция к возвращению культурных ценностей, созданных за многие годы каждым народом, в каждой местности, будь то край, область, город или деревня. Все чаще люди обращаются к истории своих предков, восстанавливают традиции, забытые или уничтоженные, чтобы в будущем опять не пришлось по крупицам собирать утраченные сведения о родном крае.
Муниципальные библиотеки Мичуринского района не только собирают, организовывают, но и сохраняют краеведческий фонд для последующих поколений, пополняя его новыми документами о природе, истории, хозяйстве, искусстве, то есть о жизнедеятельности Тамбовского края.
В информировании читателей о краеведческой литературе библиотеки используются все формы этой работы – индивидуальные, групповые, массовые. Осуществляется эта работа на общих для информационно-библиографической деятельности методических основах и направлена на удовлетворение как профессиональных, так и общеобразовательных потребностей читателей. В практике краеведческой работы сельских библиотек такие мероприятия, как циклы выставок, лекции, беседы, краеведческие чтения.
В поисках новых путей пропаганды краеведческих материалов специалисты нередко выходят за пределы чисто библиотечных форм. В отношении краеведческой работы это закономерно. Библиотеки нашего района часто являются центрами краеведческого движения в организации народных музеев, сборе материалов о своем селе, районе, в создании летописи города, села, района, в оформлении альбомов, в организации экскурсий, встреч с выдающимися людьми.
Особая роль в пропаганде краеведческих знаний отводится работе с подрастающем поколением. Работа библиотек по данному направлению способствует духовно-нравственному воспитанию юных читателей, так как, привлекая к чтению детей и молодежь, мы преследуем цели сохранения духовного наследия, бережного отношения к Родине, в том числе «малой».
На протяжении многих лет в Борщевском сельском филиале существует народный музей предметов старины, который пополняется экспонатами в результате поисково- розыскной деятельности членов краеведческого клуба «Родничок». Экспозиция примерно содержит 50 старинных предметов. Это и утварь крестьянской избы, и предметы домашнего хозяйства, обихода, и рукодельное искусство. Воспитанники детского сада и учащиеся Борщевской школы с большим интересом и увлечением относятся к старинным вещам музея, и принимают активное участие в различных мероприятиях по данному направлению. Наиболее интересным и увлекательным оказалась для детей интерактивная — познавательная программа « Что предметы старины рассказать тебе должны».
Цель этой программы — воспитание у детей интереса к изучению русской народной культуры, предметам декоративно- прикладного искусства, народным промыслам, устному творчеству и уважения к труду народных умельцев. Мероприятие проходило в Борщевском ДК, на сцене была воссоздана обстановка старинной русской избы. Ведущие — хозяюшки, заведующая Борщевским сельским филиалом Карелина Т. А. и ведущий библиотекарь Устьинским филиалом Рыжкова Р. Н. приглашали ребят в путешествие по времени, которое помогло им оказаться в старине глубокой и далёкой. Дети с большим интересом и вниманием слушали рассказ хозяюшек о русской избе и правильно отвечали на вопросы, например, из каких деревьев рубили избы? Далее они узнали, что в домах зажиточных крестьян кроме отапливаемого русской печью помещения собственно избы было ещё одно, парадное помещение, которое называлось горница. В горнице по русскому обыкновению особо выделялся один угол, и называли его очень красиво — красный. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой. Поэтому его называют ещё святым. Красный угол является самым почётным местом в доме. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. Детям наглядно демонстрировался красный угол в горнице.
Рассказали хозяюшки и о русской печке — деревенской кормилице: какое место занимала в избе, дом согревала и освещала, детей купала и самое главное всю семью кормила. Приготовленные в русской печке кушанья отличались особым вкусом и ароматом, будь то щи, похлёбка или каша.
В гости из-за печи пожаловал сам домовой, которого сыграла директор Борщевского ДК Воронкова Н. А. Он ребят смешил да поведал, что живёт за печкой следит за порядком в доме: чтобы печь не дымилась, тесто не убежало, чтобы скотина не захворала. Очень любит, когда вещи лежат на своих местах.
Домовой за печку ушёл, а хозяюшки продолжили знакомить детей со старинным обрядом — посиделки. Они узнали какой работой были заняты наши предки на посиделках:прядение и вышивание. Особой гордостью хозяек были прялки: точёные, расписные, резные, которые обычно ставили на видное место. Первую маленькую прялку отец дарил дочери, когда той исполнялось 7 лет. На смену ручной прялке пришла- самопрялка, которая так же была продемонстрирована в работе, девочки с трепетным желанием попробовали почувствовать себя в роли пряхи. Вышивание. Предпочтение отдавалось вышивке крестиком. Дети рассматривали вышитые рушники, деревянные пяльца. Много интересного ведущие поведали об одежде девушек и женщин о многообразии русского сарафана: у богатых из парчи, у тех кто победнее — штофный или атласный. Правильно ребята ответили на вопрос: как называется головной убор замужней женщины? — Кокошник или шишак.
Особое внимание в своём рассказе хозяюшки уделили утвари. Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространства.
В русской деревне утварью называлось « всё движимое в доме». Фактически утварь — это все предметы, необходимые человеку. И далее ведущие познакомили своих гостей с некоторыми предметами, утварью, которую использовали люди в старину. А помогли им в этом русские загадки.
На топтале был,
На кружале бал,
На пожаре был,
Домой пришёл — семью кормил
Глиняный горшок. ( Демонстрация горшков и чугунков.)
Следующий предмет — это ухват. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Здесь же проходил интерактивный момент — поиск нужного ухвата и показ в действии. Желающих в этом было предостаточно,даже мальчишки попробовали ухват в действии.
Без рук, без ног. А зерно крошит.
В этой загадке ребятня быстро узнали мельницу. Мельницы для перемалывания зерна применялись ещё в древнее время. А вот её прародителями были пестик и ступа. Демонстрация ступы и пестика и все желающие могли попробовать принцип работы ступы. Конечно не обошлось здесь и без вопроса: в русских народных сказках часто встречается одна героиня, для которой ступа — это средство передвижения. В ответ прозвучало дружное : Баба- Яга! И название сказок, где она встречается.
И вновь звучала загадка:
В полотняной стране по реке простыне
Плывет пароход то назад, то вперёд.
И вновь звучал правильный ответ — утюг. Ребята узнали,что утюг — одно из древнейших изобретений человека. Конечно, совсем древний утюг ничем не походит на современный. На Руси для того, чтобы выстиранная одежда стала мягче, её гладили так- наматывали на скалку и прокатывали специальным инструментом — рубелем. Здесь же вновь проходил интерактивной момент, когда дети сами пробовали принцип работы различных древних утюгов. А ведущие рассказали историю первых утюгов по внешнему виду похожих на современные: эти утюги похожи на печку. Внутрь клали угли и гладили. Вот так интересно и незаметно пролетело время для наших неугомонных гостей в русской избе. Но как говорится в народной поговорке: « Не красна изба углами, а красна пирогами!» Всех дорогих госте пригласили на чай с русским самоваром.
Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Отшумели посиделки,
В нашей праздничной светёлке.
Жизнь такая — не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было вспоминая,
Пусть живёт страна родная
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!
30-06-2016 Клубы Отчеты