Рубрики

Помнить, чтобы жить… Часть 1. РАССКАЗОВСКИЙ РАЙОН В ГОДЫ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ 8. ОНИ НЕ ВЕРНУЛИСЬ С ЗАДАНИЯ: КАТАСТРОФА НА ЧЕРНОЙ ГОРЕ…

Шел 472-й день войны, вторник, 6 октября 1942 года. Вечерело. На военно-полевом аэродроме в поселке Зеленый Платоновского (в настоящее время Рассказовского) района, в расположении 1-й эскадрильи 749-го полка 24-ой авиационной дивизии дальнего действия к выполнению боевого задания готовился воздушный корабль ИЛ-4.

Боевая задача предусматривала «бомбардирование мотомеханизированных войск и живой силы» противника под Сталинградом.

Бомбардировщик ИЛ-4, выполнив бомбометание под Сталинградом, возвращался на родной аэродром «Платоновка». В полете отказал мотор и сбился авиагоризонт. Машина перестала слушаться пилотов. Командир экипажа приказал покинуть самолет. До земли оставалось 500 метров. Командир чудом успел покинуть самолет, а штурман и радист погибли вместе с боевой машиной.

Место падения самолета находится за федеральной автодорогой Р-208 «Пенза-Тамбов», между Белинским и Кашуровкой, в лесу Долгом на склоне Черной горы. (Фото 1)
Первыми на место крушения прибыли огнеборцы – круглосуточное наблюдение в то время в Чембаре велось с колокольни Покровского собора. Поляну оцепили бойцы Управления 78-го района авиационного базирования ВВС РККА. Им надлежало забрать с самолета вооружение, патроны, приборы, документы, начать выяснять причины.

Экипаж воздушного корабля состоял из трех человек:
Ларин Алексей Алексеевич – штурман, стрелок передней огневой точки с пулеметом ШКАС калибра 7.62 мм, старший сержант. Родился в 1922 году в г. Орле.
15 сентября 1940 года Орловским РВК был призван на службу в РККА. Окончил авиационную школу на территории нынешней Брянской области. Участие в Великой Отечественной войне принимал с 27 ноября 1941 года – в составе 688-го ночного лёгкого бомбардировочного авиационного полка, стрелком-бомбардиром на самолёте Р-5.

23 марта 1942 года А.А. Ларин был представлен к награждению орденом Красного Знамени.
Из наградного листа:

«За время боевой работы имеет 82 боевых вылета с общим налётом 103 ч. 46 м., из них 10 боевых вылетов – в сложных метеоусловиях при высоте 200-250 метров при видимости 800-1100 метров. Разрушил и уничтожил до 42 строений, 1 самолёт противника, 2 автомашины. Особенно эффективный полёт 21.II-42 г. – произведено 6 боевых вылетов – разрушено и уничтожено до 10 строений, сбросил 12500 листовок. Стреляет и бомбит отлично. 12 раз летал на выполнение спецзадания по доставке горючего, технического состава, продовольствия в 39 армию, за что имеет благодарность за отличное выполнение задания от командования дивизии и командования полка. Образцово работает по сбрасыванию листовок. Сбросил 102 тысячи. Дисциплинирован. Пользуется большим авторитетом среди личного состава эскадрильи. Политически развит. Идеологически выдержан, морально устойчив. Предан делу партии Ленина – Сталина и Социалистической родине.

Достоин награждения орденом Красного Знамени.

Командир 688-го авиаполка, капитан Яровой.

Военком 688-го авиаполка, батальонный комиссар Черепанов.

23.III-42 г.» (Фото 2)


Рыжков Петр Спиридонович - радист, стрелок турельной установки с пулемётом УБТ калибра 12.7 мм, сержант. Родился в 1918 году в селе Капустино Переступленского сельсовета Петровской волости Рыльского уезда Курской губернии (в настоящее время – Петровского сельсовета Хомутовского района Курской области).

В 1939 году Артёмовским РВК Сталинской (сейчас – Донецкой) области был призван на службу в РККА. Участие в Великой Отечественной войне принимает с 11 июля 1941 года.

2 октября 1942 года П.С. Рыжков был представлен к награждению орденом Красной Звезды.

Из наградного листа:

«Летает в составе экипажа лётчика лейтенанта Скуратовского, штурмана-орденоносца старшего сержанта Ларина. За время войны совершил 26 боевых вылетов, из них 21 ночью. Летал в районы Курск, Харьков, Лихая, Сталино, на Сталинград совершил 8 боевых успешных вылетов. Отважный воздушный боец. При нападении истребителей в ночь на 25.9.42 г. смело действуя, отражал атаки двух истребителей, при повторной атаке одного поджёг, второй ушёл, не приняв бой. За отличную связь самолёта с землёй имеет благодарность от командира АД. Смелый и решительный. Беспощаден в борьбе с немецкими оккупантами.

За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецкими оккупантами, достоин правительственной награды ордена Красной Звезды.

Командир 749 АПДД, Герой Советского Союза, гвардии майор Зайкин.

Военком 749 АПДД, старший батальонный комиссар Жданов.

2 октября 1942 года». (Фото 3)


Скуратовский Константин Григорьевич - летчик, лейтенант. Родился 1915 году в г. Киеве. В 1939 году был призван на службу в РККА. В октябре 1940 года окончил авиационную школу в городе Балашов Саратовской области. Из школьной характеристики: «техника пилотирования хорошая, в воздухе осмотрителен, дисциплинирован, летает уверенно».

С момента окончания школы имеет общий налёт: 161 час – днём; 28 часов – ночью; 7 часов – под колпаком и в облаках. На самолёте ДБ-3Ф летает с 12 июня 1941 года и имеет налёт 69 часов 48 минут. Участие в Великой Отечественной войне принимает с 24 июня 1941 года.

Сумел выбраться из самолета до его крушения. Впоследствии прибыл в расположение воинской части, вернулся в строй и, самоотверженно выполняя боевые задания, неоднократно представлялся к государственным наградам.
«Объяснительная записка.

В ночь на 7 октября в первую половину ночи я вылетел на боевое задание. При пробе моторов на земле показания приборов были нормальны. При полете на маршруте до цели моторы работали по показаниям приборов нормально. Но на всем протяжении маршрута была малая тряска правого мотора. После выполнения боевого задания и при возвращении на свой аэродром тряска мотора увеличилась, t головок цилиндров повышалась до 230°, но на всем маршруте я их охлаждал, все время держал t=180°. Пройдя линию фронта, у меня отказал авиагоризонт. Все время я шел без авиагоризонта по ГМК-2 (гиромагнитный компас – авт.). Пройдя Балашов, шел нормально, все время следил за работой обоих моторов и в особенности за правым. Штурман в это время слушал Маяк и, подлетая по расчету времени к аэродрому, аэродрома не оказалось, светомаяк тоже не был виден. Штурман начал настраиваться на РПК-2 (радиополукомпас – авт.). До потери ориентировки радист запрашивал два раза пеленг, так, что по курсу мы шли правильно, но почему уклонились от маршрута, этого я не знаю. Пока штурман восстанавливал ориентировку и настраивался на РПК-2, мы отошли от аэродрома 100 км. После восстановления ориентировки и настройки штурмана на РПК-2 шли на свой аэродром правильно и уже был виден светомаяк. Прошли 5 минут, у меня обрезал правый мотор. Наддув показывал правого мотора 500, и как положение самолета усугубилось, я убрал левый мотор, начал выводить самолет, газ больше не давал. Давление масла начало понижаться, и обороты упали правого мотора. После чего я самолет с крена вывел, начал выводить с пикирования при этом H=1000 м. Я подал команду экипажу прыгать и вывел самолет. Скорость была 200, после чего самолет опять перешел в пикирование и завалился в крен, все время я подавал команду экипажу прыгать, высота была уже 500 метров. После чего открыл колпак начал сам вылезать с самолета, но меня сильно в кабине прижало, и вылезть я не смог. Потом меня выбросило с кабины, после чего я почувствовал, что нахожусь в воздухе, выдернул кольцо. Только парашют открылся, и я коснулся земли. Самолет упал и сразу загорелся. Штурман и радист погибли. Почему они не выпрыгнули, этого объяснить не могу.

Ком экипажа Лейтенант [подпись]» (Скуратовский К.Г.)

Погибшие летчики похоронены на Чембарском некрополе, расположенном в Пионерском парке на Советской площади г. Белинского Пензенской области. (Фото 4)


Источники:
1.Шилин, А. Тайны Чембарского некрополя: 100-летию мемориального некрополя в городе Белинском посвящается…/ А. Шилин // Культура провинции. – 2019. – № 3(13)
. – С. 39-44
2.
https://culture-province.ru/rubriki/number-2-12/tajny-chembarskogo-nekropolya

 

Информацию о проекте Межпоселенческой библиотеки Рассказовского района к 75-летию Победы «Помнить, чтобы жить…» вы можете найти

на сайте: http://regionlib.ru/rrasskazovo

на страницах в Facebook https://www.facebook.com/groups/150640765610351/

Одноклассниках https://ok.ru/profile/591561135163

ВКонтакте https://vk.com/id421578062

на сайте администрации Рассказовского района Тамбовской области (раздел «75 лет Победы в Великой Отечественной войне») http://r31.tmbreg.ru/25502.html

 

#Память #ВеликойПобеде75Лет #75летПобеды #Победа75 #БиблиотекиРассказовскогорайона #ПомнитьЧтобыЖить #ПроектПобеда75 #ЯпомнюЯгоржусь #ПомнимЧтимГордимся #Рассказовскийрайон #Платоновскийрайон


28-04-2020 Субочева Т.Н., директор    Новости   Великой Победе — 75   Краеведение   Памятные даты   Проект «Помнить   чтобы жить...» к 75-летию Победы   Проекты