Новости
Блокадная муза Ленинграда
«Я никогда героем не была,
не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила»
16 мая, исполнилось 110 лет со дня рождения русской писательницы и поэтессы Ольги Федоровны Берггольц.
О́льга Фёдоровна Бергго́льц — русская советская поэтесса, прозаик и драматург, журналист, член Союза писателей СССР. Лауреат Сталинской премии (1951, за поэму «Первороссийск»), кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1994, посмертно).
Автор крылатой строки, ставшей лозунгом, высеченным на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады: «Никто не забыт, ничто не забыто»…
Ее творчество пришлось на непростые годы в истории нашей страны. Она начала писать в 1920-1930-е годы, однако больше всего прославилась своими стихами на военную тему, которые сочинила, находясь в блокадном Ленинграде. Кроме того, ее перу принадлежит ряд книг, написанных в прозе, многочисленные очерки, а также дневники, в которых она рассказывает о своей жизни, а также выражает отношение к советской власти.
Ольга родилась в 1910 году в Санкт-Петербурге в семье врача-хирурга. В 16 лет она окончила трудовую школу, а в 1925 году напечатала свое первое стихотворение. Так началась ее литературная карьера: она писала лирику, прозу, работала в различных изданиях, писала очерки. Поэтесса была дважды замужем: с первым мужем, поэтом Б. Корниловым она через некоторое время развелась (впоследствии он был расстрелян), со вторым прожила вплоть до его смерти от голода в блокадном Ленинграде. В 1938 году репрессирована — проходила по делу «Литературной группы.
К счастью, в 1939 году поэтесса была реабилитирована и получила возможность работать в газете. Кроме работы в осажденном городе она осуществила поездку в Севастополь, которому посвятила цикл стихотворений. В 1950-1960-е года ее стихотворения выходили отдельными сборниками, а также распространялись в самиздате. Лирика талантливой поэтессы получила всесоюзное признание.
Первыми литературными работами автора были стихотворение, посвященное Ленину, и небольшой рассказ, которые были напечатаны в газете и журнале. Молодая девушка увлеклась художественной литературой и вступила в объединение молодых авторов, а также посещала курсы при Институте искусств. К 1930 году Ольга Берггольц была уже состоявшимся автором: она публиковалась в популярном журнале «Чиж», а также выпустила свою книгу.
Она поступила в Ленинградский университет, однако продолжила свою литературную карьеру. Девушка писала не только стихи и прозу, но и публицистические произведения. Так, она посвятила некоторые очерки строительству крупных народно-хозяйственных объектов в стране. Творчество 1930-х годов После окончания университета молодая женщина продолжила работать в газете. Некоторое время она жила в Казахстане, о чем написала не только статьи и очерки, но и целую книгу. Через несколько лет поэтесса вернулась в родной город, где выпустила несколько своих книг, среди них – поэтический сборник. Ольга Берггольц, стихи которой сразу принесли ей известность, с середины 1930-х годов стала популярным и знаменитым автором. Тематики ее лирики была самой разнообразной – от философских размышлений о жизни до трогательных любовных стихотворений.
8 сентября 1941 года Ленинград был блокирован. О том, как удалось выжить, как найти силы не сдаться, знают только люди, пережившие блокаду. Постоянные бомбежки, голод, холод, отсутствие электричества, топлива, водоснабжения и канализации не смогли лишить ленинградцев воли к Победе. Все дни этого противостояния в городе господствовал гордый дух сопротивления, ненависти к врагу, готовности сражаться на улицах и в домах до последнего патрона, до последней капли крови. Горожане работали круглосуточно, чтобы снабдить защитников всем необходимым для обороны города.
Во всём мире люди старались услышать радиопередачи из Ленинграда, когда его сжимало безжалостное кольцо, и с самого начала блокады в эфире звучал уверенный и спокойный голос Ольги Берггольц, не оставляющий сомнения в нашей победе. Она представлялась жителям блокадного города богиней Сострадания и Надежды, говорившей с ленинградцами стихами. Ольга Федоровна Берггольц для многих ленинградцев в страшные годы блокады стала поэтессой, олицетворяющей стойкость города. Тысячи горожан во время блокады собирались возле репродукторов для того, чтобы услышать ее стихи, вселяющие надежду на солнце, которое обязательно прорвется сквозь сгустившиеся тучи, голод и холод. Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Ее голос знали, ее выступления ждали. Ее слова, ее стихи входили в замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду, и Жизнь продолжала теплиться.
Из черных "тарелок" радио звучали патриотические песни, летели в эфир призывы, обращения. Активная пропаганда дикторов оправдала себя. Город не поддался панике. Народ верил в то, что фашисты будут с позором отброшены от стен Ленинграда.
«Клянёмся тебе, Большая земля - Россия, что мы, ленинградцы, будем бороться, не жалея сил, за полное уничтожение блокады, за полное освобождение советской земли, за окончательный разгром немецких оккупантов".
Три с половиной года ее чистый голос, наполненный удивительной энергией, практически ежедневно звенел в эфире, обращаясь к героическому городу. Поразительные выступления Берггольц имели такую силу, что враги внесли ее в список советских людей, которые должны быть расстреляны сразу после взятия Ленинграда.
Товарищ, нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни, -
И это уже победа.
Откуда она брала силы, неизвестно. Ольга Федоровна, как и все ленинградцы, существовала на голодном пайке, как и все горожане, и от истощения была на грани смерти . Она не только решила остаться в блокадном городе, она делала все, чтобы поддерживать ленинградцев, не давая пасть духом:
В бомбоубежище, в подвале,
нагие лампочки горят…
Быть может, нас сейчас завалит,
Кругом о бомбах говорят…
…Я никогда с такою силой,
как в эту осень, не жила.
Я никогда такой красивой,
такой влюбленной не была.
Это была удивительной стойкости женщина. В это время умер ее второй муж, которому она посвятила отдельную книгу. По признанию поэтессы, это произведение было ее самым сильным сочинением. Часто, обессиленная от голода, она ночевала в студии Ленинградского радио, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами ("Письма на Каму", "Разговор с соседкой", поэмы "Памяти защитников", 1944, "Твой путь", 1945; сборники "Ленинградская тетрадь", 1942, "Ленинград", 1944), в которых картины блокадного города соседствуют с раздумьями о героизме, верности и любви, побеждающими страдания и смерть. Только в конце 1942 года ее уговорили ненадолго слетать в Москву. Ольга Берггольц вспоминала: "Я не доставила москвичам удовольствия видеть, как я жадно ем… Я гордо, не торопясь, съела суп и кашу…" И при первой же возможности - назад, в Ленинград, в блокаду. Из ее "московского" письма: "Тоскую отчаянно… Свет, тепло, ванна, харчи - все это отлично, но как объяснить им, что это вовсе не жизнь, это сумма удобств. Существовать, конечно, можно, но жить - нельзя. Здесь только быт, бытие - там…"
Город выстоял. Вера в победу никогда не умирала в сердцах детей и взрослых. И вот 18 января 1943 года у микрофона - Ольга Берггольц: "Ленинградцы! Дорогие соратники, друзья! Блокада прорвана! Мы давно ждали этого дня, мы всегда верили, что он будет… Ленинград начал расплату за свои муки. Мы знаем - нам ещё многое надо пережить, много выдержать. Мы выдержим всё. Мы - ленинградцы. Уж теперь-то выдержим, теперь-то мы хорошо почувствовали свою силу.
Да здравствует суровый и спокойный,
Глядевший смерти в самое лицо,
Удушливое вынесший кольцо,
Как человек, как труженик, как воин!
Сестра моя, товарищ, друг и брат, -
Ведь это мы, крещенные блокадой,
Нас вместе называют - Ленинград,
И шар земной гордится Ленинградом.
В блокадном 1942-м оставаясь в родном городе все 900 дней блокады она создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: знаменитый "Февральский дневник" и знаменитую "Ленинградскую поэму".
В ней автор в поэтической форме пересказала трудные дни ожидания жителями города хлеба. Поэтесса показала страшный военный пейзаж, проезд машины с хлебом по замерзшему заливу, горе и отчаяние матерей. Ольга Берггольц, стихи о Ленинграде которой правдиво передают страшные картины голода, отчаяния и опустошения, в своих военных произведениях всякий раз подчеркивала силу духа и мужество бойцов и простых жителей. В поэме «Февральский дневник», написанной в 1942 году, звучит мысль о том, что уже само проживание в блокадном Ленинграде было настоящим подвигом. Автор показывает, как каждый житель города представлял собой единое целое с простыми солдатами, которые с оружием в руках отбивались от врагов. Поэтесса показывает контраст между ужасными картинами разрухи и боевым духом населения и бойцов армии.
Послевоенное творчество
Выступления и радиопередачи 1941-1943 годов из осажденного фашистами Ленинграда после войны вошли в книгу Берггольц "Говорит Ленинград" (1946). Берггольц принимала участие в создании радиофильма, посвященного защите Ленинграда.
После войны на гранитной стеле Пискарёвского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Блокады и в боях при защите города, были высечены именно её слова:
«Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто».
За свои литературные заслуги она получила медаль «За оборону Ленинграда». Несмотря на то, что на одном из партийных пленумов ее творчество было подвергнуто критике, книги поэтессы продолжали пользоваться популярностью среди читательской аудитории. После войны она выпустила несколько новых книг, среди них – цикл стихотворений о Сталинграде.
Пьеса Берггольц "Они жили в Ленинграде", написанная в 1944 году, была поставлена в театре А.Таирова. В 1960-1970-е годы произведения Берггольц распространялись через самиздат, выходили ее поэтические сборники: «Узел», «Память» и другие. Признание Творчество поэтессы получило всесоюзную известность.
Я клянусь так жить и так трудиться,
чтобы Родине цвести, цвести...
Чтоб вовек теперь ее границы
никаким врагам не перейти.
Пусть же твой огонь неугасимый
в каждом сердце светит и живет
ради счастья Родины любимой,
ради гордости твоей, народ.
Скончалась Берггольц Ольга в Ленинграде 13 ноября 1975 года.
Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Сама Берггольц в одном из своих стихотворений писала:
И когда меня зароют
Возле милых сердцу мест,
Крест поставьте надо мною,
Деревянный русский крест.
На Литераторских мостках Волковского кладбища, на могиле поэтессы была установлена скульптурная композиция в граните и бронзе, которую венчает контур окна, напоминающий четырехконечный крест (работа петербургского скульптора Владимира Горевого). Ольга Берггольц изображена такой, какой запечатлена на фотографиях 1941-1944 годов, когда ее голос звучал из репродукторов ленинградского радио.
Память
Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе и сквер во дворе дома № 20 по набережной Чёрной речки в Приморском районе Санкт-Петербурга. Также именем Ольги Берггольц названа улица в центре Углича.
Памятная доска на здании бывшей школы в Богоявленском монастыре Углича, где Ольга Берггольц училась с 1918 по 1921 гг.
Мемориальные доски Ольге Берггольц установлены на здании бывшей школы в Богоявленском монастыре Углича (Студенческий городок, 2), где она училась с 1918 по 1921 гг. и на улице Рубинштейна, 7, где она жила. Ещё один бронзовый барельеф её памяти установлен при входе в Дом радио. Памятник Ольге Берггольц также установлен во дворе Ленинградского областного колледжа культуры и искусства на Гороховой, 57-а: где в годы Великой Отечественной войны был госпиталь.
17 января 2013 года, к 70-летию прорыва блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге в школе № 340 Невского района был открыт музей Ольги Берггольц. Экспозиция состоит из четырёх выставочных разделов — «Комната Ольги Берггольц», «Блокадная комната», «Место памяти» и «История микрорайона и школы».
К 100-летию со дня рождения поэтессы, в 2010 году, петербургский театр «Балтийский дом» поставил спектакль «Ольга. Запретный дневник» (режиссёр Игорь Коняев, в главной роли Эра Зиганшина).
16 мая 2015 года, в 105-ю годовщину со дня рождения поэтессы, в Палевском саду Невской стороны Петербурга был открыт памятник Ольге Берггольц.
Ее именем названа улица и сквер в Петербурге, в ее память установлены мемориальные доски и открыт музей. В этом же городе ей поставлен памятник.
Ольга Берггольц - прижизненная легенда. Ее называли и называют "музой блокадного города", "Мадонной блокады" и просто "нашей Олей"... Ее трагический голос обрел силу в осажденном Ленинграде. "Писать честно, о том именно, что чувствуешь, о том именно, что думаешь, - это стало и есть для меня заветом", - сказала Берггольц в начале своего творческого пути и осталась верна себе до конца.
Используемые источники:
https://www.syl.ru/article/299297/berggolts-olga-kratkaya-biografiya-i-tvorchestvo
https://histrf.ru/biblioteka/b/olgha-bierghgholts-blokadnaia-muza-lieninghrada
https://litfest.ru/biografii/bergolts.html
23-05-2020 Составитель: Савельева Н. Новости