Рубрики

Сценарий вечера, посвященного Архиепископу Луке

МБУК «Межпоселенческая библиотека Умётского района»

Отдел методико-библиографической работы

«Скальпель и крест»

(Вечер-портрет, посвященный архиепископу Луке (Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому)

Судьба - это замкнутый круг

И ноша под силу немногим.

Священник, великий хирург,

Служил он и людям, и Богу.

                         Е.Начас

 

  1. Становление личности

История России ХХ века не знает более удивительной судьбы, вобравшей в себя жестокость времени и в то же время исполненной самого высокого милосердия и бескорыстного служения... Врач, лечивший обычных людей, профессор, читавший лекции обычным студентам. Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и… ставший лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник. Пастырь. Ученый. Святой…

На многих иконах, особенно греческих, святитель Лука изображен с хирургическими инструментами в руках. Этот удивительный человек за свою 84-летнюю жизнь спас огромное количество безнадежных больных, причем многих из них он помнил в лицо и по фамилии. «Для хирурга не должно быть «случая», – говорил он, – а только живой страдающий человек». Ради этого страдающего человека Валентин Феликсович и пожертвовал своей юношеской мечтой – стать художником. Жизнь его полна нераскрытых тайн. Но он был человеком чистой души и честности, а жизнь его заслуживает названия: житие. Целитель души и тела — что может быть выше! Об этом страстно говорил в своих проповедях Валентин Феликсович — архиепископ Лука, рассказывая о святом Пантелеймоне, который был и врачом и священнослужителем. Жизнь Владыки пришлась на годы жесточайших гонений против Церкви и Бога. Он мог выставлять свои картины в лучших залах мира, но сознательно выбрал путь служения простым людям, путь, полный страданий, крови, пота.

Родился Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, в 1877 году в Керчи. При крещении младенца нарекли Валентином (что значит «сильный, крепкий») в честь священномученика Валентина Интерамского, получившего от Господа дар врачевания и ставшего затем священником. Подобно своему небесному покровителю он стал и врачом, и священнослужителем. Отец его был католик, мать православная, но церковь принципиально не посещавшая. Мать оставила глубокий след в душе сына, в архиерейском доме святителя до самой смерти хранился ее портрет. Родные вспоминали, как в годы Первой мировой войны Мария Дмитриевна помогала раненым и обездоленным, как на кухне целыми ведрами кипятили молоко, чтобы накормить голодных.

С детства он прекрасно рисовал и параллельно с гимназией окончил Киевское художественное училище. Потом отправился в Петербургскую академию художеств и во время вступительных экзаменов вдруг серьезно задумался – а правильный ли путь выбирает. Поэтому в 1898 году он поступил на медицинский факультет Киевского университета, хотя испытывал «почти отвращение к естественным наукам». Но учился он на одни пятерки и с блеском окончил медицинский факультет, получив диплом с отличием. По окончании университета он хотел работать земским врачом.

  1. Врачебная деятельность

Но началась Русско-японская война, и молодого доктора в составе медицинского отряда Красного Креста отправили на Дальний Восток, сразу доверив хирургическое отделение. С первых дней он взялся за сложные операции на костях, суставах и черепе. Результаты были хорошими, без неудач. Там же, в госпитале, произошло его знакомство с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской. Девушка из скромной мещанской семьи, очень красивая, с чистой душой и кротким характером — она пришлась по душе Валентину Феликсовичу, всему настрою его натуры. Раненые солдаты называли её «святой сестричкой». Они поженились и безоблачно прожили четырнадцать лет. Анна Васильевна была единственной горячо любимой женщиной в его жизни. Она родила ему 4 детей, и хотя оказалась патологически ревнивой, что омрачало время от времени семейную жизнь Войно-Ясенецких, все же их супружество было счастливым, жили они в единомыслии и согласии.

Вернувшись с Дальнего Востока, Войно-Ясенецкий работает в ряде земских больниц, переезжая с семьей из одного города в другой. Работоспособность его была поистине уникальной. За день доктор мог преодолеть расстояние в несколько десятков верст, объезжая округу для посещения пациентов, трудился по 15-16 часов в сутки, успевал не только заниматься практикой, но еще и уделять время теоретической работе. По свидетельству очевидцев, если под рукой не находилось нужных инструментов, в дело у него шло все - от слесарных щипцов до гусиных перьев, а в качестве нитей использовались женские волосы нужной длины. В 1916 году молодой медик с блеском защитил докторскую диссертацию на тему регионарной анестезии. Это был по тем временам самый щадящий для пациента, однако сложный для врача метод обезболивания. Он с высоким мастерством оперировал на желчном пузыре и головном мозге, кишечнике и на желудке, на почках и позвоночнике, на суставах и нервах, производил гинекологические и глазные операции и в каждой отрасли медицины достиг хирургического совершенства. К сожалению, сегодня не все узкие специалисты, работая в несравненно лучших условиях, выполняют в своей области те оперативные вмешательства, которыми владел этот земский врач.

С 1917 года семья Войно-Ясенецкого живёт в Ташкенте, так как у жены обнаружился туберкулез, ей был нужен сухой климат. После неяркой природы средней полосы России Ташкент поражал обилием сочных красок Жена Валентина Феликсовича—Анна Васильевна как-то сразу повеселела — от свежего весеннего воздуха стало легче дышать, и появилась надежда на улучшение здоровья. Но улучшение было временным. И в конце октября 1919 года она умерла. На кресте, установленном на могиле жены, будущий святитель Лука написал: "Чистая сердцем, алчущая и жаждущая правды". Это более всего он ценил в своей жене. Он делает предложение о воспитании своих детей операционной сестре Софии Белецкой, вдове царского офицера, погибшего на фронте. Софья Сергеевна Белецкая воспитала детей святителя, никогда не претендуя на иную роль. Скончалась она в глубокой старости в доме младшего сына Владыки. Отношения между нею и Валентином Феликсовичем строго ограничивались только ее материнской заботой и работой у операционного стола.

Его операции были подлинной школой. Он имел обыкновение оперировать, объясняя присутствующим врачам и студентам, какие сосуды, нервы лежат глубже того места, где находится его рука со скальпелем, какие ткани и органы находятся в операционной ране и вокруг. За много лет Войно-Ясенецкий собрал замечательную коллекцию собственных анатомических рисунков, которые он демонстрировал на своих лекциях в университете. Талант художника Валентин Феликсович использовал и в церкви: он расписал масляной краской иконостас в больничной церкви-часовне.

  1. Принятие священного сана

В Ташкенте Войно-Ясенецкий регулярно посещает воскресные и праздничные богослужения. Однажды владыка Иннокентий предложил ему быть священником! Эти слова он воспринял как Божий призыв и ответил согласием. И вскоре Войно-Ясенецкий был посвящён в диаконы. Это стало необыкновенным событием в Ташкенте. К нему пришла большая делегация недоумевающих студентов, которые не могли понять поступка профессора.

В 1921 году он был рукоположен во иерея. Это был мужественный поступок в то страшное и тревожное время. Войно-Ясенецкому было свойственно внутреннее спокойствие. Его никогда не видели в гневе, вспылившим или просто раздражённым. Голос — негромкий, глуховатый, он никогда его не повышал. Его многое возмущало, но он никогда не выходил из себя. Своё негодование выражал спокойным голосом. Не видели его и по-настоящему весёлым, хотя он нередко улыбался и даже смеялся.

Отец Валентин совмещает священство с чтением лекций на медицинском факультете. На лекции необычного профессора приходили слушатели с других факультетов. Теперь он оперировал и читал студентам лекции в рясе и с крестом на груди. Перед операцией молился, благословлял больного и ставил на его теле йодовый крест. Он работал без устали — днём и ночью. Он никогда не отдыхал — всегда чем-то был занят. Даже по дороге к больному, сидя рядом с кучером в плетёной двуколке, заучивал французские слова и фразы, повторял их вслух; таким же способом он изучил и английский язык. А когда сильно переутомлялся и не мог ни писать, ни читать, то переключался на переплётное дело. Все книги в его библиотеке были переплетены его руками с большим вкусом и изяществом.

Войно-Ясенецкий был очень требователен и к себе и к своим сотрудникам в каждом деле. «Работа должна выглядеть, как бриллиант, — говорил он, — куда его ни повернёшь, он блестит». Всю свою жизнь святитель Лука принимал больных бесплатно. Это было послушание, которое он принял с самого начала своей медицинской деятельности и не изменял ему ни при каких обстоятельствах.

Отец Валентин продолжает работать главным врачом больницы, проводит исследования на трупах беженцев из Поволжья. Исследования легли в основу знаменитой книги "Очерки гнойной хирургии". В мае 1923 года его производят в протоиереи и постригают в монашество и назначается епископом Туркестанским. Нового монаха хотели наречь именем Луки, апостола-евангелиста, иконописца и врача.

IY. Преследования и ссылки

А в июне того же 1923 года епископа Луку арестовывают. Его обвиняют в сношениях с оренбургским контрреволюционным казачеством и связях с англичанами. Это был первый арест Владыки. Так начались одиннадцать долгих лет тюрем и ссылок. Дети остались на попечении Софии Сергеевны в весьма стеснённых жизненных обстоятельствах.

Вот так Войно-Ясенецкий разговаривал с чекистом Петерсом во время суда: «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?»

«Бога я действительно не видел… Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. Значит ли это, что их нет?». Зал разразился хохотом и аплодисментами!

В тюрьме Владыка закончил свой знаменитый труд "Очерки гнойной медицины». Из Ташкента Владыку отправляют в Москву как политического преступника. Его сначала помещают в Бутырскую тюрьму, затем в Таганскую, там он подарил тулупчик, полученный от жены Максима Горького, одному, как он пишет, "шпанёнку". Это во многом повлияло на отношение к нему со стороны заключённых.

Из Москвы Войно-Ясенецкого отправили по этапу в город Енисейск, В Енисейске епископ Лука делает много хирургических и гинекологических операций, ведет прием больных у себя дома. В начале 1924 года, по свидетельству жительницы Енисеиска, Владыка Лука пересадил почки телёнка умирающему мужчине, после чего больному стало легче.

Он произносит проповеди, обличающие властей, разрушающих храмы. Вскоре Владыку отправляют в Туруханск. Здесь он читает проповеди и на самом примитивном в то время оборудовании делает немало операций, в том числе и глазных, возвращает здоровье множеству людей. Живёт же очень бедно, почти не имея вещей, только книги. По архиерейскому долгу, никому не отказывая в благословении, Владыка наживает врага в лице власти. И ГПУ отправляет его в разгар зимы 1924-1925 годов, практически на верную смерть, за Северный полярный круг, к Ледовитому океану. Так он оказывается в деревушке Плахино, в которой до революции был в ссылке Сталин. Вот как описывает Владыка место своего проживания: "Это была довольно просторная половина избы с двумя окнами, в которых вместо вторых рам были снаружи приморожены плоские льдины. Щели в окнах не были ничем заклеены, а в наружном углу местами был виден сквозь большую щель дневной свет. На полу в углу лежала куча снега. Вторая такая же куча, никогда не таявшая, лежала внутри избы у порога входной двери. Для ночлега и дневного отдыха крестьяне соорудили широкие нары и покрыли их оленьими шкурами. Подушка была у меня с собой. Вблизи нар стояла железная печурка, которую на ночь я наполнял дровами и зажигал, а лёжа на нарах, накрывался своей енотовой шубой и меховым одеялом. Ночью меня пугали вспышки пламени в железной печке, а утром, когда я вставал со своего ложа, меня охватывал мороз, от которого толстым слоем льда покрывалась вода в ведре".

В начале 1925 года епископа Луку неожиданно возвращают в Туруханск. Незадолго перед этим в туруханской больнице умирает больной крестьянин, нуждавшийся в неотложной помощи. Возмущённые люди, вооружившись топорами и вилами, решили устроить погром ГПУ и сельсовета. Напуганные власти решили вернуть профессора обратно. Владыка стал работать в больнице и одновременно служить в монастыре.

Окончилась ссылка, Лука отправился в закрытом возке по замёрзшему Енисею в Красноярск. На всех остановках, где были церкви, Владыку встречали колокольным звоном. Он служил молебны и проповедовал.

В конце января 1926 года епископ Лука вернулся в Ташкент, где встретился с детьми и Софией Белецкой, заменившей им мать. В университете его лишили кафедры. Нелады были и в церковной жизни. В 1927 году его отправили на покой. В Ташкенте Войно-Ясенецкий живёт как частное лицо.

По воскресеньям и праздникам он молится в храме. Дома принимает больных, число которых доходит до четырёхсот в месяц. Деятельность разжалованного профессора и отставного архиерея раздражала власти, и они искали случай, чтобы от него избавиться. В апреле 1930 года последовал вторичный арест Владыки. На допросах от епископа Луки пытались добиться отречения от священного сана. Войно-Ясенецкого отправили по этапу в Котлас, а затем перевели в Архангельск. Здесь у епископа Луки обнаружилась опухоль, и он был направлен на лечение в Ленинград, где ему сделали операцию. Из Архангельской ссылки святитель Лука был освобождён только в конце 1933 года. В результате тропической лихорадки у архиепископа началось отслоение сетчатки глаза, он воспринял это как наказание Божие... В Москве Владыке Луке делают операцию на глазах.

В 1937 году в стране начинается "ежовщина", и епископа снова арестовывают. От святителя требуют признаний в шпионаже. Обессилевшего от побоев и издевательств, его заставляют поставить подпись под протоколом. С тяжёлыми отёками ног и ослабленным сердцем его помещают в тюремную больницу. В 1938 году, когда допросы возобновились, Владыка делает заявление, которое свидетельствует, что подпись получена обманом и под давлением следователя. Особое совещание осудило епископа Луку на пять лет ссылки в Красноярский край.

Началась Великая Отечественная война, епископ Лука посылает телеграмму Калинину с просьбой прервать ссылку и направить его для работы в госпиталь на фронте или в тылу: «Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам… По окончании войны готов вернуться в ссылку». Ответ пришел незамедлительно: его назначили главным хирургом эвакогоспиталя 15-15. В июле 1941 года в эвакогоспитале 15–15 Красноярска с нетерпением ждали появления главного хирурга края. Когда в госпиталь вошел двухметровый человек в рясе и с наперсным крестом, врачи опешили. Осенив себя крестным знамением, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий распорядился повесить в операционной икону и приступил к обязанностям главного хирурга. Здесь святитель проработал около двух лет. Жил архиерей в сырой холодной комнате и постоянно голодал. В 1942 году Преосвященный Лука становится архиепископом Красноярским. Священный Синод приравнял лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел его в сан архиепископа. Это уникальный случай в истории Русской православной церкви!

В конце 1943 года выходит второе издание "Очерков гнойной хирургии", а в 1944 году - книга по огнестрельным ранениям. За эти работы в 1946 году ему была присуждена Сталинская премия I степени. Большую часть денежной премии он переводит на помощь детям, пострадавшим в войне.

Y. Тамбовский период жизни архиепископа (доклад директора музея)

YI. Последние годы жизни

26 мая 1946 года архиепископ Лука прибывает в Симферополь. В автобиографии Владыка пишет: "Как ни плакала моя тамбовская паства, как ни просила Патриархию оставить меня, я должен был ехать в Симферополь». Города Крыма были разрушены, села превращены в пепелища, на месте храмов стояли руины, народ нищенствовал, священников не хватало, а власть под любым предлогом старалась закрыть церкви. В 1947 году святителю исполняется 70 лет. В том же году им закончена работа над эссе "Дух, душа и тело", начатая им еще в начале 20-х годов. По замыслу автора, книга должна была религиозно просветить людей, отошедших от веры.

По приезде в Симферополь Владыка становится консультантом в госпитале. Как хирург и профессор он читает доклады, лекции врачам, оперирует больных и раненых. Непосильные нагрузки сказывались на здоровье святителя.

Проблемы со зрением начались у Владыки еще в Тамбове. С 1947 года он наблюдается у профессора Филатова в Одессе. Болезнь глаз постепенно прогрессирует, и в 1958 году наступает полная слепота. Ослепший архипастырь продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трёх лет и иногда принимал больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами.

Последнюю свою Литургию он совершил на Рождество, а последнюю проповедь произнес в Прощёное воскресенье. Скончался Преосвященный Лука 11 июня 1961 года в День Всех Святых. Три дня неиссякаемым потоком люди шли попрощаться с любимым архипастырем. Власти сделали все, чтобы похороны не стали «церковной пропагандой»: подготовили к публикации большую антирелигиозную статью; запретили пешую процессию от собора до кладбища, сами подогнали автобусы для провожающих владыку и велели ехать по окраине города. Но случилось непредвиденное. Никто из прихожан не сел в приготовленные автобусы. Когда катафалк с гробом двинулся прямо на верующих, люди тесным кольцом обступили машину, и она смогла тронуться только с очень небольшой скоростью, так что получилась пешая процессия. Перед поворотом на окраинные улицы женщины легли на дорогу, так что машине пришлось ехать через центр. Центральная улица наполнилась народом, движение прекратилось, пешая процессия продолжалась три часа. Уполномоченный охрип от крика, загоняя верующих в автобусы, но его никто не слушал. Весь Симферополь вышел проводить праведника, остановилось движение, на крышах домов, на деревьях, на балконах – всюду были люди.

Его мощи были обретены 22 ноября 1995 года. В том же году Украинской Православной Церковью архиепископ Лука был причислен к лику святых. А в 2000 году к лику святых его причислила Русская Православная Церковь. В 1996 году его прах был перенесен в Свято-Троицкий храм Симферополя. Святые мощи находятся в серебряной раке, серебро на которую пожертвовали греки, получившие исцеления после молитв владыки. Возможно, это просто совпадение, но возвращение Крыма в состав России произошло в день обретения мощей Святого Луки. По всей России свято чтут Владыку: памятники ему установлены в Красноярске, Тамбове и Симферополе.

По биографии святителя Луки можно изучать историю и географию России. Он пережил русско-японскую, Первую мировую войны, революцию, Гражданскую и Великую Отечественную, гонения на Церковь, лагеря и ссылки. Самая долгая ссылка была в Красноярский край. Именно здесь сегодня ходит поезд имени Святого Луки — передвижной консультативно-диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий », в простонародье просто — поезд здоровья. Он ходит по самым отдаленным деревням и селам Красноярского края, где когда-то отбывал ссылку Святой Лука.

Все дети святителя Луки последовали по его пути в выборе профессии. Михаил, Алексей и Валентин стали докторами медицинских наук, дочь Елена – врачом-эпидемиологом. К сожалению, дети не разделяли веры отца, но он предоставлял им в этом вопросе полную свободу и относился к ним с большой любовью. Дети также очень уважали его, гордились его научными достижениями, помогали ему материально, зная, что все свое архиерейское жалованье он раздавал бедным и больным.

Главный завет святителя Луки Войно-Ясенецкого: «Главное в жизни – делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое». Его жизнь – это подвиг. Этот человек стал легендой XX века, объединив, казалось бы, противоположные вещи: высокую образованность легендарного хирурга и глубокую веру православного архиерея. Белый халат и черная ряса были с ним до конца дней. Он мог отказаться от денег, от комфорта, от славы. Но отступить от своего пути — никогда.

Составитель: Каркасан Т.Н., главный библиотекарь МБУК МБ.

Использованные источники:

Кассирский, И. А. Воспоминания о профессоре В. Ф. Войно-Ясенецком
// Наука и жизнь. — 1989. — № 5. — С. 76—89.

Лисичкин, В. А. Тамбовский путь Святителя Луки. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2010. – 664 с.

Интернет- ресурсы:

https://profilib.

http://luka.rpcb.ru

https://dvc.academic.ru

http://www.librarium.orthodoxy.ru

http://svt-aleksiy.ru

https://www.1tv.ru/doc/pro-religiyu/tselitel-luka

http://zagadki-istorii-talk.ru

Умёт, 2018г.


12-11-2018    Методисту