История Больше — Шереметьевской Спасской церкви и её служителей.

В нашем крае ещё в период  феодальной раздробленности быстро распространялось христианство. Уже в 16 веке возникли монастыри, хотя первый монастырь был открыт ещё в 14 веке. Именно в 16 веке большинство Тамбовской мордвы, оставались в язычестве. С разрешения патриарха Никона, рязанский архиепископ Мисаил принял на себя апостольский труд христианского просвещения язычников. Тамбовская епархия была основана в феврале 1682 года. С 15 февраля 1685 года и по 28 июля 1698 года Тамбовской епархией управлял знаменитый Питирим, о котором местное население сохранило благоговейную память.

Им был воздвигнут нижний этаж Тамбовского Преображенского собора, построенного окончательно в первой половине 13 века. В настоящее время является главным собором Тамбовской области. В 1699 году уже при епископе Игнатии Тамбовской епархии не стало. Только в конце царствования Елизаветы Петровны Тамбовская епархия была восстановлена. Краеведы Тамбовщины считают, что во всём Моршанском уезде, в то числе и в нашем селе, большинство населения  приняло христианство. На рубеже 17 и 18 веков в нашем селе была построена церковь (храм)Николая Угодника в конце южной части села. За церковью к северу находилось древнее кладбище, на котором, вероятно, уже хоронили покойников(на основании найденных захоронений можно утверждать об этом).Кладбище располагалось в самом центре села от магазина «Сельмаг»до бывшего здания роддома. По воспоминаниям старожилов села середины 20 века, церковь была небольшой, поэтому владелец села приказал построить домовую церковь для господ. Церковный приход в селе был открыт в середине 18 века, когда владельцем села стал Яков Дмитриевич Ланской. Он решил построить для жителей новый храм недалеко от барской усадьбы Покровское к северу от парка. Это самый центр современного села, около здания Сельского совета и Дома Культуры. Храм был построен в 1794 году. В справочнике «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии» за 1911 год сказано: « В селе Никольско — Кашменское в 1794 году была построена каменная Спасская  церковь на средства Якова Дмитриевича Ланского..» Никольско-Кашменское, или Никольская Кашма — так называлось наше село в официальных документах до конца 30-х годов 20 века. В храме  было три престола: Главный- в честь Нерукотворного Спаса, Южный –во имя Казанской иконы Божьей матери., Северный — в честь святого чудотворца Николая. На расстоянии около 50 метров, по средней оси против входа в церковь была построена колокольня. Архитектура церкви и колокольни поражала необыкновенной красотой и величием. Церковь была однокупольной, на колокольне звонили колокола. При входе в храм была мраморная паперть, с трёх сторон ступени, перед входом был портик, покоившийся на четырёх мраморных колоннах. По бокам, от крайних колонн было по одному окну с овальной рамой наверху и красивой металлической решёткой. Ланские были в близких отношениях со многими известными архитекторами живописцами столичных городов, поэтому церковь была построена в стиле классицизма. Она была окружена красивой металлической решёткой, обсажена тополями и другими деревьями, что создавало единство природы и творение человека. Необыкновенной красотой было и убранство  церкви. Службу в церкви вели постоянно два священника. Для них были построены недалеко от церкви дома. В приходе, который существовал с середины 18 века было четыре деревни: Никольская Кашма (Шереметьево), число жителей в первой половине 19 века -3036 человека, дворов -361. Деревня Гурово, 116 дворов — 1700 жителей. Деревня Константиновка , 52 двора-374 жителя. Деревня Шача, 31 двор-272 жителя. Священники, служившие в церкви, были людьми образованными.Они учились в Тамбовской семинарии, которая была открыта  ещё в 1779 году. В Тамбовских епархиальных ведомостях за 1865 год сообщалось, что в село Никольская Кашма (Шереметьево) Моршанского уезда назначен окончивший курс семинарии воспитанник Иван Богоявленский. Он начал служить в церкви, вместо умершего священника Петра Мудрова. В 1865 году Иван Потапович Богоявленский женился на дочери умершего священника Петра Мудрова. Иван Потапович Богоявленский родился в 1840 году. Он был сверхштатным священником Спасской церкви в селе Никольская Кашма и так духовно-судебным следователем 5-го Моршанского Больше-Гагаринского благочинного округа в 1876 году, куда входило в то время 24 церкви. В селе ежегодно проводились крестные ходы. По воспоминаниям старожилов села, они были очень многолюдными. В начале 20 века церковный штат Спасской церкви составляли два священника: Иоанн Потапович Богоявленский (61 год, рукоположен 26 апреля 1865 года) и Фёдор Критский (31 год, студент, рукоположен в 1895 году), дьяконы Матвей Антонович Прозоров, 33 лет, рукоположен 23 марта 1894 года, псаломщик Сергей Никифорович Тарасов, 28 лет. В коллекции метрических книг Моршанского уезда Тамбовской губернии за 1889 год в метрической книге Спасской церкви с. Никольская Кашма имеется запись о рождении сына Дмитрия (рождён 14 мая 1889г) крещён 16 мая 1889 года у родителей священника Иона Потаповича и законной жены Ольги Петровны, проживавших в с. Никольское Моршанского уезда. В семье было шестеро детей: Павел, Дмитрий, Евгений, Елена, Александра, Николай. Павел Иванович работал инженером путей сообщения и жил в Ленинграде. Погиб во время блокады вместе с сестрой Еленой. Евгений жил в Ташкенте, сведений о нём нет. Ещё одна дочь погибла в Ленинграде, тоже во время блокады. Сын Дмитрий Иванович Богоявленский числился воспитанником Тамбовской семинарии. В Спасской церкви служил священник Фёдор Критский, дьячок Прозоров и псаломщик Тарасов они были жителями нашего села. Известно, что ктитор Матвей Тарасов был исключительно честным человеком, который отчитывался скрупулёзно о церковных деньгах. Он таким сохранился старожилов села 20 века. Последним священником Спасской церкви был Дмитрий Иванович Богоявленский. Таким образом в Б-Шереметьеве служили четыре поколения семейства Мудровых — Богоявленских весь 19 век и до 30-х годов 20 века. Дмитрий Иванович Богоявленский, коренной житель села, был образованным, культурным человеком, служил в церкви до начала 30 –х годов 20 века. Жившие в 20 веке старожилы вспоминали о ярких проповедях, которые слушали в церкви во время службы, приводившие в трепет и необыкновенное волнение прихожан. Проповеди чаще всего читал Дмитрий Иванович Богоявленский. Когда была закрыта Спасская церковь, он продолжал службу в Рудовской церкви, где был арестован в 1936 году и заключён в Моршанскую тюрьму. Но затем был отпущен. Однако в 1937 году был снова арестован, срок наказания 6 лет отбывал в Орловско-Розовском отделении Сиблага управления НКВД Кемеровской области. Необоснованно обвинён по статье 57-2,8 УК РСФСР и приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 20 декабря 1937 года. Дмитрий Иванович реабилитирован 21 января 1958 года посмертно Кемеровским судом, за отсутствие состава преступления. Жена Дмитрия Ивановича Ольга Петровна Богоявленская окончила Тамбовскую гимназию. Дочь, Надежда Дмитриевна была замужем за жителем села Б-Шереметьево Тарасовым Александром Ивановичем, погибшим на фронте в годы ВОВ. Их дочь Юлия живёт в настоящее время в г. Астрахани. После Великой Октябрьской революции звонарём колокольни Спасской церкви был житель села, участник первой мировой войны Гудков Иван Алексеевич. История Спасской церкви села закончилась печально, Несмотря на то, что она была памятником архитектуры, закрыли  службу в ней, а в 50-е годы –разрушили. В 1937 году разрушили колокольню. И если в ряде сёл восстановили и восстанавливают храмы, к сожалению, в селе нет больше Ланских, который построили храм своими средствами, на месте сломанной церкви, в 2015 году, установили поклонный крест. Время безжалостно стирает из памяти людей события… Но память о минувших событиях должна передаваться из поколений в поколение: она должна перейти от отцов к сыновьям, от сыновей и дочерей к внукам и правнукам. Иначе нельзя. Это не только история, память– это совесть поколений.

 Заведующая Б-Шереметьевским сельским  филиалом: Хомина С.В.

 

Служители Свято-Троицкого храма

С 1947 по 1962 и с 1967по 1969 годы   в Свято-Троицком храме села Пичаево служил протоиерей Турковский  Дмитрий Васильевич (отец Дмитрий).   Он родился 19 октября 1899 года в семье священника.  Демобилизовавшись в мае 1922 года из Красной Армии,  Дмитрий решил идти по тернистой духовной стезе. Он служит в приходах Пензенской области. В 1928 году священника постигает большая личная трагедия. В то время когда о. Дмитрий пошел служил молебны по селу, местные безбожники, чтобы омрачить православным приближающийся праздник Пасхи, сквозь окно застрелили в доме его супругу Лидию Ивановну.  Священник остался один с малолетними детьми на руках…   В 1929 году о. Дмитрий покидает Пензенскую область и поступает на службу в Троицкий храм Кирсановского  района. В 1935 году  архиепископом Тамбовским и Мичуринским Вассианом он  награждается саном протоиерея.    В 1938 году его арестовывают и приговаривают к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере по ст.58/10 за  « связь с врагами народа». Отбывал наказание на Волгострое.  Оставшихся без крова и средств к  существованию мать о. Дмитрия его сына и дочерей,   приютили живущие в миру монахини из разгромленного советской властью Боголюбского монастыря.  Освобожден в 1944 году  в связи с объявленной Сталиным амнистией для   священства и плохим состоянием здоровья. В 1946 году протоиерей Дмитрий возвращается к пастырской деятельности, и в 1947 году назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви села Пичаево.С большим энтузиазмом и энергией взялся  отец Дмитрий за возрождение храма. Именно с его приходом начались ремонтные и восстановительные работы закрытой в 1937 году церкви, которая находилась в плачевном состоянии. Была перекрыта крыша, произведена размывка плотного слоя грязи и копоти сводов, стен и колонн храма. С 1952 по 1956 годы велись работы по восстановлению живописи сводов, стен и орнамента колонн. Храм был окружен штакетной оградой и обсажен декоративными деревьями. Были возведены две паперти: северная — цементная, южная — деревянная.  Отец Дмитрий активно проводит деятельную  работу среди прихожан, несмотря на неоднократные запреты местной власти, ходит по домам с молебнами, на Крещение освящает воду в реке. Всесторонне защищая веру Христову от посягательств богоборческой светской власти, о. Дмитрий, как может,  отстаивает свои пастырские права и права верующих.   Перенесенные беды, лагеря и лишения не только не сломили о. Дмитрия, но наоборот сделали стойким, смелым и бесстрашным — настоящим православным воином. Он совершенно никого не боялся. Пичаевцы помнят, как однажды в храм проникли три грабителя.  И батюшка взял палку и не раздумывая, пошел в одиночку к ним, защищать храм от поругания. Своим поступком он привел бандитов в замешательство и даже панику. Он не только выгнал их вон, но и не дал ничего забрать. Рассматривая после этого тулуп священника, люди увидели на нем множество ножевых порезов, полученных в этой битве за храм. Сам же отец Дмитрий серьёзно не пострадал… За время службы пастырь был награжден: 1947г. — палицей, 1952- крестом с украшением, 1957г. — Патриаршей грамотой, 1965г. — митрой, 1971- Патриаршей грамотой повторно… Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР от 16 августа 1967 года о. Дмитрий был реабилитирован.  Скончался он 12 февраля 1986 года, похоронен на кладбище    с. Пичаево. Везде, где служил, он завоевал за свою активность и веру искреннее уважение людей, и память о себе оставил самую добрую.  Отрадно видеть, что дело его  по восстановлению Свято-Троицкого храма продолжается.

Литература:

Озарнов, И Жемчужина крестьянской веры// Согласие.- 2004.- 29 мая.- С.2-3

Чеботарев С. Тамбовская епархия 40-60 годов XX века.- Тамбов, 2004.-С.363-374

ЕРМАКОВ Петр Васильевич, протоиерей, настоятель Свято-Троицкой церкви с. Пичаево (1938-1999). Родился отец Петр 20 июля 1938 года в с. Михайловка Пичаевского района Тамбовской области в семье ве­рующих, где почи­тались Православные традиции. Пос­ле окончания шко­лы-семилетки он вынужден был пойти на работу в кол­хоз, чтобы помочь своей семье, так как отец его, Васи­лий Антонович, призванный на за­щиту Родины, по­гиб в первые же дни Великой Отече­ственной войны. В 1966 году Петр Ва­сильевич вступает в брак с Клав­дией Васильевной Волковой. Много­детная семья, пре­одолевая все труд­ности, находит вре­мя и возможность периодически посе­щать храмовые  богослужения Свято-Троицкой церкви села Пичаево, кото­рое находится за 16 км. Здесь в каждый Воскресный и праздничный день участвуют в чтении и пении на клиросе, регулярно исповедуются и причащаются. В это время молодой человек окончательно ут­верждается в жела­нии посвятить себя на служение Свя­той Церкви в каче­стве священнослужителя. Но сделать это в то время было не просто. В книге С. Чеботарева «Тамбовская епархия 40-60 гг. XX века.» приводится письмо Петра Ермакова, направленное им в ад­рес председателя Совета по делам РПЦ в декабре 1958 г. «После окончания семи классов я честно отработал три года в местном колхозе. Подготовившись, с благословения Тамбовского архи­епископа Иоасафа, 5 сентября сдал вступительный экзамен в ду­ховную семинарию г.Саратова и был зачислен в 1 класс. В обще­житии в одной из комнат мне было отведено спальное место, но учиться в семинарии до сегодняшнего дня я не могу, так как пред­седатель нашего колхоза им. Кирова Захаров и председатель сель­ского Совета Елисеев не дали мне документа на получение пас­порта. Эти два председателя мне так заявили: «Если мы тебе да­дим нужные справки для получения паспорта, то нас уволят с места работы».  Хорошо знаю, что согласно Конституции я, как не лишен­ный гражданских прав, имею право учиться в семинарии, но не для всех начальников обязателен конституционный закон. Бу­дучи не в силах сам справиться с оформлением документов, жду с нетерпением Вашей помощи на получение паспорта.    Из редакции газеты «Комсомольское знамя» г.Тамбова с целью отвлечь меня от занятого пути прислали мне брошюру Дулумана «Почему я перестал верить в Бога». И все пытались де­лать напрасное и ненужное, потому что я имею настоящую веру, веру сознательную. Учиться в семинарии — моя цель жизни.      При этом прилагаю копию справки, выданной мне правле­нием Саратовской духовной семинарии. Эту справку я предъяв­лял вышеуказанным председателям, но они мне ответили, что эта справка не документ, а филькина грамота»  В результате Ермаков в те годы так и не смог осуществить свою мечту.  Только  в 1969 Петр Васильевич году  поступает в Московскую духовную семинарию.   В том же году митрополит Тамбовский и Ми­чуринский Антоний  рукополагает Петра Васильевича в сан диакона (9 но­ября),  а затем в  сан священника (11 но­ября), определяя место служения батюшки в Свято-Троицкой церкви с. Пичаево штатным священником, где он трудился около 30 лет, вплоть до своей кончины. Сразу же с первых дней служения  отец Петр зарекомендовал себя ревностным пастырем. Очень часто из-за продолжительной болезни настоятеля  ему приходилось одному окормлять многолюдный при­ход. Принимая во внимание энергич­ную деятельность  отца Петра 25 мая 1984 год» архиепи­скоп Тамбовский и Мичуринский Михаил»(Чуб, + 1985) назначает его на ва­кантное место настоятеля, возлагая дополнительную заботу о поддержании благолепия храма. В 1989 году Владыка Евгений своим Указом на­значает протоиерея Петра на особую должность благо­чинного Моршанского округа, куда входят 8 храмов. Здесь особенно проявились лучшие качества священнослужителя: отец Петр истово совершает богослужения  у Святого Престола в храме; с особенным молитвенным настроением отправляет требы по просьбам верующих, вникая в их нужды и повседневные заботы; с кротостью и мудростью передает опыт и знания в деле уст­роения приходской  жизни собратьям -священнослужите­лям Моршаиского благочиния. За усердное служение Церкви Христовой в юбилейный год 1000-летия Креще­ния   Руси протоирей Петр был на­гражден орденом Святого князя Вла­димира III степени, а в 1997 году Свя­тейший — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на­градил его митрой. Чин отпевания в Свято-Троицкой церкви с. Пичаево по благословлению  архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения совершил благочинный Моршанского округа протоиерей Александр Чернышов в сослужении священнослужителей округа, при стечении многочисленных верующих.  Погребен протоирей Петр Васильевич Ермаков на кладбище села Б-Ломовис.

Литература:

Кленин В, Протоиерей. Вечная память почившим// Тамбовские епархиальные вести.-1999.-№39.-С.5

Памяти настоятеля Свято-Троицкой церкви, протоиерей отца Петра// Пичаевский вестник.-1999.-16 июля.-С.8

Попова О. Путь к храму: беседа с настоятелем Свято-Троицкой церкви П.В. Ермаковым// Путь Ильича.- 1992.-18 апр.-С..2

Чеботарев С.  Тамбовская епархия 40-60 г.г. XX века.- Тамбов., 2004.- С.167-168